Вся психология в одном университете

В МГППУ эксперты обсудили систему профилактики и сопровождения несовершеннолетних в ситуациях социального риска

Новость

13 марта в МГППУ прошел экспертный семинар «Модели  организации системы профилактики  и сопровождения несовершеннолетних  в ситуациях  социального риска (буллинга,  агрессии, аутоагрессии,  криминализации, информационного воздействия  и др.)» Он был проведен с целью моделирования психологического и комплексного сопровождения несовершеннолетних на основе анализа предложений по  перестройке и развитию системы профилактики агрессивного деликта и других социальных рисков  в сфере детства.

Руководитель экспертного семинара – Аркадий МАРГОЛИС, кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ. Модераторами выступили Николай ДВОРЯНЧИКОВ, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии МГППУ; Римма ЧИРКИНА, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ; Варвара ДЕЛИБАЛТ, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ.

Вступительное слово перед участниками экспертного семинара произнес Аркадий Марголис. Он заявил:

После печально известных событий в Уфе, Улан-Удэ и других российских городах к нам обратились многие образовательные и общественные организации с вопросом о том, как можно минимизировать или полностью предотвратить подобные случаи. Нас спрашивают, как должна выглядеть система профилактики  и сопровождения несовершеннолетних в ситуациях  социального риска, как заметить первые признаки неблагополучия. Мы сегодня здесь собрались, чтобы обсудить, какие существуют разрывы в системе профилактики правонарушений и что можно сделать для перестройки этой системы. Все это мы разберем на примере конкретных кейсов.

Римма Чиркина представила презентацию «Социальные риски в сфере детства: актуальная ситуация, проблемы и предложения», которая переросла в оживленное обсуждение. В частности, были определены задачи, которые стоят перед системой защиты детей: создание безопасной среды, обучение безопасному поведению, оказание психологической помощи, компенсация морального ущерба. В ходе дискуссии о социальных рисках в сфере детства Варвара Делибалт обратила внимание присутствующих на важную проблему:

– В настоящее время с большой скоростью появляются новые технологии, и дети из дворов, с улиц уходят в это новое пространство и обретают новые возможности, например, для совершения киберпреступлений. Система правоохранения пока не очень понимает, как на них реагировать.

Произошел обмен мнениями в формате вебинара (видео-конференции), эксперты высказали свои точки зрения на сложившиеся проблемы.

Римма Чиркина и Варвара Делибалт выступили с презентацией проекта модели организации системы профилактики  и сопровождения несовершеннолетних  в ситуациях  социального риска, основанной на предложениях МГППУ. Цель проекта – разработка оснований для создания устойчивой и эффективной системы профилактики и последствий ситуаций социального риска среди несовершеннолетних. Модель включает в себя схему профилактики с позиции субъектов профилактики; задачи, соответствующие различным уровням планирования (стратегический уровень, уровень  реализации направлений деятельности субъектов в системе  профилактики и уровень реализации  конкретных программ, проектов, мероприятий по проблемно-сфокусированным направлениям); примеры в части касающейся агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения; и предложения, направленные на снижение рисков повторных правонарушений.

За общим обсуждением последовала групповая работа, которая состояла в моделировании системы сопровождения подростков с разными типами проблемного поведения. Работа проводилась на материале актуальных кейсов: в первом кейсе описывался случай с участием восьмиклассницы с девиантным поведением, которая «дерется, срывает уроки, размещает нелицеприятную информацию в сети и вообще ведет себя неадекватно»; во втором кейсе речь шла об убийстве 15-летнего подростка его сверстником вследствие обиды, нанесенной общей знакомой девушке; в третьем кейсе говорилось о суициде школьницы из подмосковных Химок, которая состояла в одной из «групп смерти», пропагандирующих суициды в интернете; четвертый кейс – это случаи резни в школах в Перми и Улан-Удэ. По окончании обсуждения кейсов были презентованы результаты групповой работы.

Завершило экспертный семинар принятие резолюции семинара.

Пресс-служба МГППУ