Фильм "Комиссар" ржиссера Александра Аскольдова посмотрели и обсудили на заседании кружка "Советская история через призму советского кинематографа"

Новость

киноклуб последняя

18 марта проведено очередное заседание  кружка  «Советская история через призму советского кинематографа» на тему «Фильм Александра Аскольдова «Комиссар». В начале занятия руководитель кружка СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ рассказал о судьбе Александра Аскольдова, о запрете его фильма и о "запрете на профессию" его создателю, о том, как кинокартина в итоге попала на советский экран в разгар «перестройки». Далее состоялся просмотр фильма с последующим обсуждением, в котором приняли участие все присутствовавшие студенты МГППУ (10 человек с 1-3 курсов факультетов "Социальная психология", "Психология образования", "Клиническая и специальная психология"), студенты НИУ ВШЭ.

С. Соловьев, отвечая на вопросы, рассказал об истории Гражданской войны, о том, насколько фильм отражает реалии этой трагической страницы отечественной истории. Участники  занятия во время обсуждения сравнивали фильм с рассказом В.С. Гроссмана «В городе Бердичеве», который лег в основу сценария, но был принципиально изменен автором фильма.

Существенное место в дискуссиях кружка заняла тема выбора, который совершила героиня фильма. Большинство участников обсуждения не поддержали распространенную трактовку финала картины, согласно которой Вавилова отказалась от ребенка в пользу коммунистической идеи. Скорее напротив, полагает Соловьев, долг комиссара и долг матери сливаются в этом выборе в единое целое, заставляя героиню пойти на смерть.

Многие обратили внимание на использование автором фильма христианской символики. Фильм начинается со сцены, в которой мимо статуи богоматери двигается отряд красноармейцев, а главная героиня так же, как и богородица, испытывает муки из-за судьбы ребенка. Еще один намек на богоматерь содержится в имени жены главного героя Ефима Магазанника - Марии. Активно обсуждались на заседании кружка особенности художественного языка фильма, его образность и многоуровневый способ повествования, нетрадиционная смена планов, переходы от реализма к притче и обратно, постоянно происходящие в картине.

Отдельно обсуждался вопрос, с которым связана главная причина запрета фильма. Речь идет о трактовке в нем проблемы антисемитизма. Белое движение, одним из главных элементов идеологии которого был антисемитизм, не случайно связывается в фильме "Комиссар" с Холокостом Второй мировой войны. Но дело тут не только в исторических параллелях. Автор фильма показывает, как отказ от сопротивления может обернуться возможностью массового истребления. В конце встречи С. Соловьев подвел итог обсуждения и рекомендовал студентам прочитать фрагменты воспоминаний Аскольдова, приведенные, в частности, в статье С. Соловьева и Д. Субботина «Против раковой опухоли человечества».

Источник: Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления