Вся психология в одном университете

Первая компартия Востока: к столетию основания Коммунистической партии Индонезии

Новость

компартия

23 мая 1920 года в портовом городе Семаранг на заседании Индийского социал-демократического фронта делегаты провозгласили создание Союза коммунистов Индии, спустя четыре года сменившего название и ставшего Коммунистической партией Индонезии. Компартия Китая возникла лишь спустя год и два месяца, 23 июля 1921 г.

Появление компартии в Голландской Ост-Индии, на острове Ява, на первый взгляд, удивительно. Ведь по любым меркам коммунистическая идеология есть идеология пролетариата, достаточно открыть программный «Манифест» Маркса и Энгельса. А пролетариат на островах Малайского архипелага только зарождался. Равным образом не существовало в голландских колониях и развитого социал-демократического движения: тот самый Индийский социал-демократический фронт был создан высланным из метрополии нидерландским активистом Хенком Снеевлитом только в 1914 г., когда грянула Первая мировая война.

Именно следствия глобального конфликта изменили расстановку сил в «Тропической Голландии», как назвал нидерландские колонии в Юго-Восточной Азии русский консул Модест Модестович Бакунин. Из-за войны прекратились поставки товаров из метрополии и других стран. С одной стороны, увеличилась безработица, упали доходы, что особенно сказалось на низших классах – крестьянстве и городских низах. Уменьшился ввоз риса. С другой стороны, привыкшие к сравнительно высокому уровню гигиены и потребления колониальные чиновники, предприниматели, аристократия поддерживали создание предприятий, удовлетворяющих их потребности: мыловарни, пивоварни, рисорушки, маслобойни (перерабатывавшие в первую очередь пальмовое масло), производство лекарств и спичек, ремонтные мастерские. Это вело к укреплению позиций мелкой буржуазии и способствовало расширению числа наёмных рабочих – необходимой основы пролетариата как класса политического.

Революции в России вкупе с окончанием Первой мировой войны вынудили нидерландскую колониальную администрацию осознать свою относительную слабость перед лицом национально-освободительного движения. Это выразилось в ужесточении политики властей в отношении забастовочного движения и лидеров националистических объединений. Успех Российской коммунистической партии большевиков в установлении диктатуры пролетариата служил наглядным доказательством успеха марксизма в глазах многих социал-демократов.

Компартия Индонезии в момент основания насчитывала всего 269 человек. Председателем партии стал Семаун, а его заместителем – Дарсоно. Принципиальным и в конечном счете предопределившим печальную судьбу организации в 1920-х годах оказалось решение опираться «исключительно на пролетаризированных сельскохозяйственных рабочих и промышленный пролетариат» и ставка на немедленную социалистическую революцию в виде установления диктатуры пролетариата в ходе вооруженного восстания.

В 1926 г. такое восстание легко подавили колониальные власти, и до Второй мировой войны КПИ не играла заметной роли в политической жизни Голландской Ост-Индии. Причины поражения восстания вполне типичны: несогласованность действий и взглядов как в руководстве партии, так и в её местных отделениях, слабая партийная организация и дисциплина, отсутствие массовой поддержки и понимания специфически партийных задач широкими слоями населения (оно было почти сплошь неграмотным, религиозно-мистически настроенным и воспринимавшим исключительно громкие лозунги), а также несвоевременность. В середине 1920-х годов нидерландская колониальная администрация еще пользовалась поддержкой значительной части феодальной аристократии и буржуазии. Пользуясь выражением Ленина, в тогдашней Индонезии не было «кризиса верхов».

Возрождение КПИ произошло в 1930-е годы. Партия активно участвовала в антиколониальной борьбе против Нидерландов в 1940-х годах и способствовала провозглашению независимости Индонезии 17 августа 1945 г. К началу 1960-х годов КПИ превратилась в крупнейшую не правящую компартию мира. Первый президент Индонезии Сукарно балансировал между коммунистами и армией, но передача военным контроля над национализированными предприятиями и преобладание военных расходов над всеми остальными (на вооруженные силы уходило до 80% государственного бюджета) превратили армию в главную политическую и экономическую силу страны. Воспользовавшись неудачным переворотом 30 сентября – 1 октября 1965 г., армейские круги обвинили компартию в попытке узурпации власти, объявили её вне закона и устроили массовые репрессии, в ходе которых, по разным данным, погибло от полумиллиона до трех миллионов человек, включая генерального секретаря ЦК КПИ Дипу Айдита. Последний анклав компартии в Блитаре на Восточной Яве был разгромлен в 1968 г. Не менее полутора миллионов человек прошли через тюрьмы и лагеря по подозрению в сочувствии компартии.

Несмотря на поворот Индонезии к демократии после отставки второго президента страны генерала Сухарто в 1998 г., компартия и изучение и пропаганда марксизма остаются в республике под запретом.

История КПИ оказалась сравнительно короткой – менее полувека. Но она была первой на колониальном Востоке и остается единственной, чей разгром стал столь жестоким.

Автор: Антон Захаров – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Источник: Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления