Вся психология в одном университете

Профессор кафедры философии и гуманитарных наук Светлана Симонова о формировании ценностей современной молодежи и трудовой этике

Интервью

Формирование ценностей современной молодежи и трудовая этика

В современной России все острее встает вопрос об объединении отечественной молодежи в едином ценностном пространстве. Это связано с одним простым фактом – молодежь является будущим страны. Молодые люди обладают огромным энергетическим потенциалом, и важно направить эту неуемную энергию в положительное русло. Сегодня принято критиковать советскую действительность, но давайте вспомним и немалые достижения прошлой эпохи.

В Советском Союзе ведущую роль в формировании мировоззрения молодежи играл Комсомол: комсомольцы в военные годы защищали родину, в мирное время работали на главных стройках страны, занимались культурно-просветительской работой, вносили свой вклад в науку. В идеологии Комсомола очевидны положительные черты, например, ценность дружбы, труда, солидарности, патриотизма. Как же на самом деле эти качества востребованы сегодня, просто невероятно! Как не хватает современной молодежи с ее нравственным и политическим индифферентизмом четких целей, уверенности в завтрашнем дне, идеалов и романтики!

Комсомол инициировал создание первых студенческих отрядов, ставших важной частью жизни советской молодежи: будущая интеллектуальная элита страны – инженеры, исследователи, поэты и политики трудились все свои законные летние каникулы и вспоминают это время как лучшее в своей жизни (достаточно сказать, что и президент В.В. Путин был бойцом студотрядов). Студенческая молодежь не только зарабатывала деньги и поднимала экономику страны, она создала уникальную субкультуру, где важную роль играли духовные ценности – верность, умение дружить, взаимопомощь, патриотизм.

В 1991 году ВЛКСМ объявил о самороспуске организации, альтернатива же создана не была. И только спустя 14 лет, в 2004 году были созданы российские студенческие отряды. Думается, в современных непростых условиях именно эти отряды, переживающие сегодня мощный подъем, могли бы взять на себя воспитательные и патриотические функции. Среда возродившихся студенческих отрядов способна выработать нравственно-трудовые практики, отвечающие запросам современной молодежи, сформировать чувство гордости за свою страну, единые ценности и жизненные смыслы.

Несмотря на то, что по своему социальному статусу студенческие отряды являются разновидностью молодежной субкультуры, этические принципы организации их труда имеют, по существу, нечто универсальное, соответствующее и принципам старшего поколения (вот вам и смычка, преемственность поколений). Бойцы студотрядов позиционируют лозунг – «труд крут», но ведь, хотя вспоминаются сразу советские времена, это очень созидательная идея, опрокидывающая ведущие «в никуда» ценности современного общества потребления.

Исторически, студенческие отряды Российской Федерации переняли модель строительных студенческих отрядов в Советском Союзе. Однако отметим принципиальные отличия: современные российские студенческие отряды принципиально аполитичны, они формируются на основе студенческой солидарности, патриотизма, осмысленного отношения к жизни.

Важно, что при социологических опросах студентов, зачем они пошли в ряды студотрядов, большинство говорило даже не о своих личных желаниях: ребята хотели помочь семье, заработать на лечение бабушки (дедушки, брата, мамы и т.д.), оплатить свою учебу. То есть, труд в студенческих отрядах формирует здоровое и гармоничное взаимоотношение труда и денег. Работа в студенческих отрядах помогает молодежи лучше понять и перспективу будущего трудоустройства. Студенты учатся воспринимать труд не только с перспективы заработка денег, но и с позиции личностной реализации.

Поэтому, возможно, людям, занимающимся молодежной политикой, следовало бы повнимательнее присмотреться к потенциалу деятельности российских студенческих отрядов.

Светлана Симонова, д.ф.н., профессор кафедры философии и гуманитарных наук института ИЯСКУ 

Источник: Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления