Вся психология в одном университете

"Я меломан": слепоглухой профессор Александр Суворов о восприятии мира

СМИ о нас

Ученый и писатель Александр Суворов — один из самых известных слепоглухих людей в России. В преддверии Дня слепых корреспондент РИА "Новости" Алексей Аликин встретился с ним, чтобы поговорить о снисходительности здоровых людей, социальных сетях и падающих со шкафа арбузах.

Александр Васильевич Суворов сочиняет стихи, пишет книги, выступает с лекциями — ведет вполне обычную жизнь публичного интеллектуала. Ему 67 лет. Зрение и слух потерял в детстве.

Четверо выпускников Загорского интерната для слепоглухих детей (ныне Сергиево-Посадский) перевернули представления научного мира о пределах адаптации таких инвалидов, поступив на психологический факультет МГУ. Один из них — Суворов.

Сегодня Суворов — автор многих книг, педагог с огромным стажем, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета. Единственным способом общения с ним остается дактилология — пальцевое слово. Его помощник Олег Гуров переводит каждую фразу, словно пожимая ему руку. Профессор отвечает необычным, очень низким и почти механическим по звучанию голосом.

— Загорский эксперимент, в ходе которого вы и еще трое слепоглухих людей получили высшее образование, считается уникальным. Реально ли его повторить в наше время?

— Обучение нашей четверки, ставшей студентами, — это лишь вершина эксперимента. Детский дом в Сергиевом Посаде продолжает работать. Там трудятся две слабовидящие женщины, получившие высшее педагогическое образование. Еще подростками они ездили в пионерлагеря, где я работал педагогом, а когда выросли — сами смогли стать воспитателями.
Кроме того, высшее образование, например, получила слепоглухая поэтесса, актриса и художница Ирина Поволоцкая.

— Вы упомянули пионерлагерь, видимо, "Салют" — еще в советское время там бок о бок находились дети с инвалидностью и без. Сейчас об инклюзии говорят везде…

— Я против массового инклюзивного образования. Самым эффективным считаю индивидуальный подход, особенно для слепоглухих. Личностная инклюзия — когда слепоглухие и зрячеслышащие дети необязательно находятся в одном классе, но общаются в коридоре на переменке.

— С какими проблемами слепоглухим сегодня нужна помощь в первую очередь?

— Техника ломается, а добиться восстановления трудно — мой брайлевский дисплей вот никак не починят. Но есть и более глобальные вопросы. Вот мы с помощником начинаем грандиозную эпопею переоформления ИПРА — "Индивидуальной программы реабилитации инвалида". На основании этого документа нам положены бесплатные средства реабилитации: брайлевские дисплеи, слуховые аппараты, коляски. Все это нужно оформлять в целом ряде организаций. Если бы это можно было упростить, наша интеграция в общество стоила бы куда меньше нервов.

Читать статью полностью на сайте РИА НОВОСТИ

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ)