Профессор Александр Васильевич Суворов о здоровье, инвалидности и преодолении трудностей

Интервью

Профессор А.В. Суворов о здоровье, инвалидности и преодолении трудностей

Александр Васильевич Суворов - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, президент Сообщества семей слепоглухихрассказал о своем общении с учащимися.

"17 декабря в рамках проекта «Профессиональная ориентация через сказку» фонда «Благо дари миру» мы с Сам Алекс ездили в 21-ый колледж Москвы (раньше это была школа для глухих №10). По дороге были сплошные пробки, когда мы добрались, нас сразу провели в класс, где уже собрались человек двадцать подростков 13–14 лет и педагоги, переводившие ребятам и объяснявшие непонятное. В их числе — заведующая площадкой Валентина (так она представилась позже, отчество и фамилию не знаю). После окончания школы ребята получают в колледже рабочие профессии. Учатся отдельно от слышащих.

Я надел янтарный Орден Буратино и начал своё выступление с рассказа о нём. Это позволило плавно перейти к моей работе в качестве педагога-психолога и учёного, в общем, к теме проекта — к рассказу о моей профессиональной ориентации, о том, как так всё получилось.

В заключение подытожил, что профессия — не товар на рынке, который выбирают. На самом деле, профессии сами нас «выбирают» в силу жизненных обстоятельств. Среди этих обстоятельств и наши интересы, увлечения. Я в детстве любил читать, хотел стать профессиональным литератором и в итоге стал автором множества стихов, статей и нескольких книг.

После моего рассказа перешли к ответам на вопросы, я достал из рюкзака и показал свои устройства — органайзер «Пронто» (на котором читаю, пишу и через который слушаю музыку) и брайлевский дисплей «Фокус-14», через который мне доступен айфон, а в айфоне — SMS, WhatsApp, Facebook и мобильная почта. Включил «Фокус-14», откинул крышку футляра айфона, который держала Сам Алекс, и на глазах у публики принял сообщение в мессенджере. Прочитал с брайлевского дисплея вслух то, что зрители видели на экране айфона. Потом перешли к прямому общению: ко мне подсаживались ребята и взрослые, представлялись, кого как зовут… В заключение подарили новогоднюю открытку с брайлевскими вклейками, сделанную руками ребят на конкурс в рамках проекта «Профориентация через сказку». На фотографии, иллюстрирующей эту статью, мы с Сам Алекс и у меня в руках эта новогодняя открытка.

Потом прошли туда, где был накрыт стол для чаепития с разными сладостями, наименее сладкие из которых я себе, диабетику, позволил. Разговор за столом вела, в основном, Сам Алекс, мне переводила её дочь Светлана, в итоге «переводившая» не столько разговор, сколько сладости на столе — подкладывала их мне.

Когда все разошлись, немного поговорили с Валентиной. Я недоумевал, зачем вся эта переделка вывесок — была школа для глухих №10, стала шестая площадка колледжа №21...

— Мы не спрашиваем, по всей Москве так, — ответила Валентина.

Я в этих словах услышал подтекст: пусть начальство играет в эти игры с переменой вывесок, а мы как работали с детьми, так работаем и будем работать.

Вечером я получил в в WhatsApp от учителя школы Дарьи чьи-то стихи:

«Зачем глухой ребёнок взял гитару?
Как ни старайся, не услышать ему нот.
Зачем слепой за кисть и краски взялся?
Не знает он, как выглядит цветок.
Ну что забыл безногий на балете?
Ему вовек не сделать фуэте.
Зачем нам нужен даун в эстафете?
Пускай сидит спокойно в стороне.
Отвечу я: «Ты посмотри, послушай,
Какой они достигли высоты.
А ты, здоровый, только лишь канючишь:
«Я не могу, мне трудно, помоги...»
Не сделаны все люди под копирку.
У каждого из вас есть свой талант.
Вы покорите Новые Вершины.
Взлетайте вверх, не ведая преград».

Я огорчённо вздохнул. Бедные здоровые… Зачем же так? Мы не виноваты в том, что инвалиды, и уж совсем глупо попрекать здоровых их здоровьем. И помощь нужна всем.

Вспомнил, что на встрече в колледже был вопрос о том, что даёт силы преодолевать трудности.

Я ответил:

— Запомните, пожалуйста: силы могут дать только люди. Только с их помощью, благодаря их поддержке мы чего-то можем сами добиться."

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью