Творческая жизнь студентов МГППУ: эстетика художественного слова

Новость

стихи

Эстетика художественного слова - под таким названием в институте «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ действует клуб молодых писателей и поэтов. Ежегодно на первый курс приходят ребята, которые владеют словом, выражают свой внутренний мир, переживания при помощи метафоры, художественного образа. Каждый человек видит этот мир по-своему, восприятие мира уникально для отдельного человека.

Используя метафоры, эпитеты, творцы слова рисовали такие картины, которые поражали воображение. Умело оперируя образами, аллегорией, иронией, они задевали тончайшие струны нашей души, пробуждая в нас такие чувства, о которых мы и не подозревали. Искусство поэзии является одним из сложнейших и, по этой причине, изысканных по красоте. И клуб «Эстетика художественного  слова» МГППУ собирает под своим крылом тех людей, кто  это искусство понимает, кто не может мыслить обыкновенными категориями.

Студенты – удивительный народ. Они находятся где-то посередине между наивными и мечтающими детьми и серьёзными, проницательными взрослыми. Их видение мира уникально. Невероятный баланс между реально-приземлённым и воздушно-сказочным. Поэтому творчество любого студента очень самобытно и интересно с точки зрения восприятия мира современным молодым поколением. Первый курс, пятый, бакалавриат, магистратура – никому не скрыться от искусства, бьющего ключом из сердец всех, кто хоть раз брал в руки ручку не для выполнения домашней работы, а для выражения эстетики внутреннего мира.

Вокруг много людей искусства. Просто оглянитесь, и вы увидите их горящие сердца. «Эстетика художественного слова» делает всё, чтобы этот огонь не погас, а горел всё ярче с каждой минутой, с каждой написанной строкой.

Я хочу познакомить вас с поэтами, которые учатся в том же университете, что и вы. Возможно, проходят мимо вас на переменах, сидят за соседним столиком в столовой или спят на сидении напротив в метро. Вы видите их и не подозреваете, какая глубокая богатая душа сокрыта в них. Позвольте немного приподнять для вас этот занавес. Я расскажу о тех творцах, с которыми мне посчастливилось познакомиться лично, но помните, что их гораздо больше.

Студентка первого курса бакалавриата группы 20ИЯСКУ-Л(б/о)ТМП-1 Хамзина Ангелина в своих стихотворениях открывает душу миру настежь, обнажая  чувства открыто и без стеснения. Свою картину мира она передаёт с помощью художественных троп и интересных решений, иногда отказываясь  от принятых норм стихосложения, что служит доказательством самобытности и поиска своего пути в поэзию:

«Июль»

Тоска перешла поле,

Словно шкалу Фаренгейта.

Казалось, вечное море,

Но он - лишь только мгновенье.

 

Яркое, словно вспышка,

Что прорезает память.

Рядом давно не слышно,

Некому больше ранить.

 

Ушли бы тревоги и грусти

Вяжущие мотивы,

Но он оставил на сердце

Горького яда картины.

 

Слова, отпечатки и жесты,

Аккорды чужого минора,

Кричащие краски песни,

Жаркого злого озноба.

 

Июль ушёл скоротечно,

Забрав с собою закаты.

Нарушил моё «навечно»,

Оставил в памяти знаки.

 

«Предзнаменование»

 

- Повернуть вспять!

- Часы?

- Нет! Путь по большой дороге.

 

Им не жить,

Дай мне сил

Дай же знак,

Ведь в поле даже ветер не воет,

 

Неподвластно тоску беспробудную разгонять.

 

Шабаш разбит,

Разорваны в клочья одежды.

Сварливый характер погнут

Нас топят здесь без надежды -

 

Точнее, топят в костре.

 

Беспробудное пламя колышется

вновь в безутешной мгле,

С томной силой колотится сердце,

 

Стынет в жилах синяя кровь,

Нарушая эту инерцию,

Что веками хранил наш король.

 

Нас - не ранить и не убить

Обжигающим недочудом,

Каждый восстанет из пепла,

Не будет гнить

Ни в гробу, ни под раскидистым дубом.

Студентка этого же курса, Зинаида Репида, выбрала очень интересный способ выражения своих мыслей – она пишет стихи на английском языке. Надо ли говорить, что навык владения иностранными языками для поэта важен, как воздух? Ведь каждый язык – это не просто способ общения, но и образ мышления, который надо познать, чтобы в полной мере понимать произведения на этом языке:

You know why mothers never die?

Cause their existence is a lie.

They never live in people's world,

They only live in our soul.

And when you're standing in the dark,

A mother's love will help you spark,

A mother's love will rise you up

And trigger light within your heart.

When you feel nothing but letdown,

Look at your mother's shining star,

That watches you along the way.

A mother's love will help you stay!

So, overcome this killing mess,

Pass through depressions and regrets,

Enjoy the beauty left around,

Don't put your hands down on the ground!

You know how worthy can you be

When you move on, but not give in?

Tis what a MOTHER will advise

Throughout the childhood and all life!

Her gentle touch is merely sun,

Eyes will conceal the daily run....

Remember life's persistent thing:

Some things we have, but cannot keep!

Довольно часто поэты прибегают к метафорам, чтобы преподнести идею завуалированно. Так у читателя появляется интерес к произведению, ведь часть смысла скрыта, и его нужно постичь. А что вы скажете на стихотворение, которое само по себе является одной большой метафорой? Заинтригованы? К совершенству в овладении тонким инструментом метафор очень близко подошла студентка первого курса Архипова Полина. Пусть каждый сам решит, какой из смыслов, вложенных в представленное ниже стихотворение, считать главным, – решать вам, друзья:

Смерть великана

Тусклое солнце пронзает лучами

Мёртвые туши глухих облаков.

Жизненный пар, источаем морями,

Плавно восходит в обитель ветров.

 

Слёзы скупые на землю роняя,

Вдаль уплывает кладбище туч,

С веток сползла воробьиная стая,

Тлеет роняемый небом сургуч.

 

Дерево жизни стоит умирая,

Время сдирает нещадно листву.

Шумные мысли в коре унимая,

Древо надежды отходит ко сну.

 

Годы тоски исчезают во мраке,

В сердце гиганта вселяется страх.

Лето оставило след аммиака,

Корни с тоской превращаются в прах.

 

Бьётся в истерике слёзное небо,

Капли стекают по древу ручьём,

Лес обретает подобие склепа,

Осень сжигает гиганта огнём.

Маргарита Мадурова, тоже студентка первого курса, издала сборник своих стихотворений "Палитра снов". Не уверен, сможете ли вы найти его в первом встречном книжном магазине, но тот, кто ищет, тот всегда найдёт.

Талант Анны Каледа несомненен – она пишет прозу, за неполный год работы в кружке она написала аллегорию-сказку! Это колоссальный труд, который можно считать серьезным вкладом в русскую литературу, - используя образы и ритмику русского народного фольклора, Анна написала настоящую русскую сказку «Сказка о Емеле-Кузнеце, удалом молодце»:

Выйдет солнце в поднебесье, –

И петух зальется песней

Да подымет добрый люд,

Значит, всем пора за труд.

Впрочем, нашего Емели

Нет давно в своей постели –

Честно трудится кузнец:

Валит жар, кипит свинец.

 От зари идет работа,

Кузнецу не жалко пота –

Он кует и день и ночь:

Пот со лба – и сутки прочь!

Выбор больше, чем богатый:

Хочешь сбрую, хочешь – латы,

Нож, и саблю, и топор,

И подковы, и забор.

Правда в сказках говорится,

Дело мастера боится! –

Это все про кузнеца,

Про Емелю-молодца! ...

Стоит напомнить, что замечательные поэты есть не только в стенах нашего университета. Но «Эстетика художественного слова» рада всем, вне зависимости от их принадлежности к университету. Так, одним из членов кружка является Цитренко Илья (РГУП). В стихотворении, которое прикреплено ниже, вы можете почувствовать нечто необъяснимо близкое, свойственное каждому человеку и так умело переданное поэтом:

Каждый день без тебя словно нету природы

Исчезли дубравы, и солнце, и горы.

Все превратилось в дымку тумана,

Не вижу судьбы я коварного плана.

 

Бегу в темноте я, теряя следы,

Не вижу и правды в пропасти лжи.

Но знаю одно: я дойду, не сверну,

Тебя я теперь не оставлю одну.

 

Помню глаза: в них сверкает игриво

Солнышка луч. Подожжет он огниво,

Появится свет, озарится во тьме

Петляющий путь, ведущий к тебе.

 

Как подойду – протяну тебе руку.

Ты только коснись, прекрати эту муку;

Сразу наполнится мир теплотой.

Я здесь, я пришел, навсегда я с тобой.

И ещё один творец за пределами нашего вуза – Алиса Агриппенко (ГБОУ СПС Педагогический колледж №4).  Вы считаете, что стихотворение не может пробить на слезу или вогнать в экзистенциальные думы на остаток дня? Советую прочитать произведения Алисы и пересмотреть свою позицию. Девушка сочетает в своих творениях филигранную красоту и глубокую, порой болезненную мысль, которая не оставит читателя равнодушным:

Меж зелёным и красным всё жёлтое медленно меркнет.

Разрывается небо, закатом истерзан прибой.

Кто кричит в этом мареве, может орёл или беркут?

Крылья режут потоки, кружит он и чувствует бой.

 

И к тому, кто падёт, не желая наград и признаний,

Даже если не знал он, во имя чего погибал,

Добротой и покоем ответит потом мироздание.

И подарит тепло тем, кто падал и тем, кто вставал.

 

А когда отгремят звуки битвы, и небо умолкнет,

В предзакатной тиши отзвук прошлого чётко звенит.

Нет в войне победителей,

Только летят похоронки.

Множа ненависть, горе и месть за того, кто убит.

 

Меж зелёным и красным всё жёлтое медленно меркнет.

Разрывается небо, закатом истерзан прибой.

И кружащий в кровавом огне злой орёл или беркут

Опускается ниже, предчувствуя пир под горой.

В моей голове космос,

В твоей голове тоже.

С тобой мы нашлись поздно,

Но ведь могли и позже.

 

Пульсаром горит сердце,

Пронзая вокруг космос.

Нежность со вкусом перца,

Мой самый родной голос.

 

А время течёт лихо.

И вроде уже поздно.

Живи, все твердят, тихо,

Забудь про свои звёзды.

 

Но как же забыть, если

В тебе мои все грёзы,

С тобой все мои песни,

Прогнал мою боль, слёзы.

 

И пусть все твердят "мало",

Считают за нас время,

Без разницы мне стало,

Что там с ними со всеми.

 

В твоей голове космос,

В моей голове тоже.

Для нас в небесах звёзды,

А всё остальное позже.

Впрочем, среди членов кружка   не только поэты. Проза –очень красивый способ творения, который тоже требует много упорства и труда. Прозаические произведения отличаются чуть большей свободой изложения мыслей и отсутствием общепринятой формы, что позволяет каждому человеку привнести что-то неповторимое в этот вид творчества. Так, увлекательную  повесть под наименованием «Девочка-кошка» пишет первокурсница Бармушкина Нина. Фантазия автора выходит за рамки обыденности, а умение обрамлять повествование красивыми образами удивляет:

« - Тетя... а все желания в Рождественскую ночь сбываются? - хлюпая свой чай, спросила Мария.

- Все. Всё, что ни пожелаешь - сбудется. - ответила ей Лара.

- Я хочу быть кошкой. Жить, как кошка. Без дел и уроков, без проблем и домашних заданий.

- А я - как птица! - воскликнул Владик. - Чтоб у меня только крылья были!

Тетя Лара рассмеялась, «Тише, дети...»,- сказала она, «а не то вас услышит кто-нибудь, и ваши желания не сбудутся!»

Мария зашептала: «Тогда я хочу быть кошкой...».

«А я... птицей...»- про себя подумал Владик.

Та ночь была наполнена духом Рождества. Из домов раздавались звонкие крики детей и их смех. Повсюду звучала рождественская Музыка, в каких-то домах звучали колядки.

Но эта ночь изменила многое в жизни Маши, потому что с этого дня она перестала видеть окружающий мир таким, каким он ей казался раньше…»

Стихотворения, обыкновенно, заставляют задуматься или передают читателю мысли автора. Но, бывает, что стихотворение – это просто крик бессилия слабой, крохотной души. Протест против мира или отдельных его проявлений. Таким юношеским максимализмом полны стихотворения ещё одного первокурсника Зиновьева Ивана. Он предпочитает художественности образов хлёсткость слов.

Я надеюсь, этот мир — утроба,

Я надеюсь, этот мир — зерно.

Не должно быть в мире этой злобы

И людских страданий не должно.

 

Боже, люди, что же вы творите?

Да кто безумием вас напоил сполна?

С какой поры вам мёдом мнятся крики

И почему пьянит вас кровь сильней вина?

 

Я слепо ненавидящее стадо

Ни в жизни не пойму, не полюблю.

Немного вам для счастья, люди, надо:

Сменять в ломбарде душу по рублю.

 

А ведь могли цвести милей сирени

И в мир нести порядок и покой.

Но вам по нраву вечный плач сирены

И стон мучений, льющийся рекой.

 

Надеюсь, вы очнётесь от кошмара

В том мире, где ни зла, ни боли нет.

Где вместо ненависти яркого пожара

Сгорает красно-бархатный рассвет…

Надеюсь, моё повествование о молодых дарованиях не оставило вас равнодушными и пробудило в вас желание поближе познакомиться с творчеством ваших коллег. В этом вам поможет наш клуб «Эстетика художественного слова», куда может прийти абсолютно любой желающий. Помните: нет ничего страшного или неудобного в выражении своих мыслей. Поэты всегда рады новым творцам в своих рядах. Успейте стать друзьями прежде, чем станете знаменитостями!

 Студент 1 курса направления, «Лингвистика» И. Зиновьев.

Источник: Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления