Вся психология в одном университете

Лекция «Современные тенденции юридической психологии детей и подростков»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Актуальные вопросы юридической психологии детей и подростков»

Лектор: Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Юридическая психология», профессор факультета «Юридическая психология» МГППУ.

Лекция посвящена проблемам развития асоциального, агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте, факторам и закономерностям этого процесса, вопросам профилактики и коррекции. В центре внимания будут находиться вопросы, которые сегодня в мире задают себе специалисты в области юридической психологии: 

  • Чем обусловлено, ведет ли себя человек агрессивно или придерживается социальных норм?  
  • Есть ли биологическая предрасположенность к подобному поведению?  
  • Где проходит грань между нормой и патологией? 
  • Усваиваются ли агрессивные формы поведения благодаря научению?  
  • Каким образом изменяется агрессивное поведение с возрастом?  
  • Одинаково ли оно или различно у мальчиков и девочек?  
  • В каком возрасте возникают националистические установки и как они развиваются?  
  • Какие психологические проблемы ожидают в будущем школьных драчунов и притеснителей?  
  • Лидеры преступных группировок – были ли они правонарушителями в подростковом возрасте?  
  • Как можно оценить, будет ли подросток, совершивший противоправные действия, вновь нарушать закон?  
  • Какие индивидуальные качества подростка свидетельствуют о его склонности к совершению правонарушений?  
  • Какие методы работы с подростком помогут ему избежать криминализации, вернуться в общество и вести нормальную полноценную жизнь?

При обсуждении этих вопросов будут представлены результаты последних разработок, позволяющие ставить новые исследовательские проблемы, выдвигать новые гипотезы, использовать новые формы реабилитационной работы. В частности, будут представлены результаты исследований в области нейробиологии агрессивного поведения, в которых получены свидетельства того, что нейробиологические факторы риска антисоциального поведения могут быть выделены уже в очень раннем возрасте. Некоторые зарубежные ученые полагают, что профилактикой агрессии нужно заниматься до поступления ребенка в школу, их аргументы будут представлены участникам. Лонгитюдные исследования позволяют выяснить, каким образом реализуется риск асоциального развития в течение жизни, какие факторы способствуют криминализации, а какие защищают от нее. В лекции будут описаны данные таких исследований, проведенных в Великобритании и США в течение нескольких последних десятилетий. На обсуждение будут поставлены вопросы о том, каким образом данные нейробиологии, криминологии и других наук могут быть использованы на практике, как определить риск развития асоциального поведении у ребенка или риск повторного правонарушения у подростка, какие методы профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками могут быть наиболее эффективными.

Смотреть лекцию:

Отчет

В вводной части лекции Елена Георгиевна дала определение направлению ювенальной юридической психологии детей и подростков. Ювенальная юридическая психология – направление юридической психологии, в котором изучаются психологические особенности и решаются психологические проблемы детей и подростков в юридически значимом контексте. В этом ракурсе рассматриваются и объединяются единым объектом изучения – психологией детей и подростков – все разделы юридической психологии: правовая, криминальная, судебная, пенитенциарная, превентивная психология, психология профессиональной юридической деятельности. Основанием для такого объединения служат особый правовой статус ребенка, закономерности психологии развития в детском и подростковом возрасте, практическая ориентированность на помощь и защиту детей в юридически значимых и сложных жизненных ситуациях.

В качестве иллюстрации Е.Г.Дозорцева представила описание тематики исследования проблем детей и подростков с точки зрения юридической психологии на примере докладов, сделанных участниками 19-ой конференции Европейской ассоциации психологии и права (EAPL) в 2009 г. и 10-ом юбилейном конгрессе Европейской ассоциации детской и подростковой психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP) в 2008 г.

Во второй части лекции Е.Г.Дозорцева представила результаты новейших зарубежных исследований девиантного, криминального, в том числе агрессивного поведения несовершеннолетних, не получивших пока достаточного освещения в отечественной литературе. Были описаны масштабные лонгитюдные исследования факторов риска, или предикторов, такого поведения, проведенные в США (А.Рейн, исследование на острове Маврикий; Р.Лебер и др., Питтсбургское исследование), а также в Великобритании (Д.Фаррингтон, Кембриджское исследование) и Канаде (Р.Тремблей, Монреаль). Отмечено, что в современной зарубежной науке особое внимание уделяется нейрофизиологическим факторам агрессивного и делинквентного поведения, среди которых выделяют низкую реактивность детей и подростков на стресс, стремление к поиску новых ощущений, повышенную импульсивность действий. В качестве основных социальных факторов, по данным исследований, выступают семейные, в том числе криминальность членов семьи, неправильные тактики воспитания (физические наказания) и др. Важны также индивидуальные особенности (социальные установки, низкое чувство вины и т.п.).

Е.Г. Дозорцева остановилась на проблеме динамики развития агрессивного поведения, в частности, ее начальных этапов. Были приведены данные исследования Р.Тремблея, и его вывод о том, что в процессе развития дети не учатся быть агрессивными, а отучаются от агрессивного поведения. Описаны пути развития делинквентного поведения и – в дальнейшем криминальных карьер.

Специальное внимание было уделено тому, как в зарубежной научной литературе рассматривается проблема групповой преступности несовершеннолетних, организации банд. Анализировался вопрос о развитии криминальной карьеры подростка и членстве в сети организованной преступности.

В заключение Е.Г. Дозорцева обозначила основные направления деятельности в сфере ювенальной юридической психологии, описала формы подготовки специалистов в этой области и, в частности, магистерскую программу «Ювенальная юридическая психология», которая будет открыта в 2010 г.