Вся психология в одном университете

Лекция «Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми»

Лектор: Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.

В лекции будет представлена работа Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, построенная на основе зарубежных и отечественных концепций развития: детский психоанализ (Р.Шпиц), теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден), системный подход к изучению психического развития в раннем возрасте (Д.Стерн), концепция онтогенеза общения (М.И.Лисина и ее сотрудники), концепция ранней социализации (Ф.Дольто), психолого-педагогический опыт воспитания детей, лишенных попечительства, в «Лоцци» (Э.Пиклер).

Слушателям будет показана специфика различных зарубежных и отечественных программ помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями развития, а также проекта «Дорога домой», разработанного совместно Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и Health Prom, EveryChild (Великобритания), направленного на поддержку семьи в кризисной ситуации, с целью профилактики отказов от новорожденного и возвращения ребенка из дома ребенка в семью.

Смотреть лекцию

Отчет

В лекции проблема осуществления раннего вмешательства была представлена на примере работы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. 

В начале лекции была представлена история разработки программ раннего вмешательства, освещались вопросы, которыми чаще всего задаются специалисты, оказывающие раннее вмешательство: 

  • Как можно раньше выявить детей, нуждающихся в раннем вмешательстве? 
  • Интенсивность, регулярность и продолжительность программ. 
  • Доступность по местонахождению. 
  • Финансовая доступность программ раннего вмешательства. 
  • Оценка эффективности.

Затем были обозначены факторы, влияющие на эффективность раннего вмешательства: 

  • возраст, в котором начато вмешательство
  • интенсивность и продолжительность программ
  • вовлеченность родителей

Особо отмечался тот факт, что базовым принципом раннего вмешательства является принятие родителей как равных партнеров в осуществлении помощи ребенку. В связи с этим, были представлены основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями: 

  1. Участие родителей в оценке уровня развития ребенка. 
  2. Предоставление родителям возможности влиять на составление программы помощи и активное участие в этой программе. 
  3. Участие в оценке эффективности программ помощи, а так же влияние на услуги, предоставляемые учреждением.

Далее, обсуждались технологии командной работы с детьми с нарушениями в развитии, в которой участвуют: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, родители.

Затем, более подробно были рассмотрены основные принципы построения программ раннего вмешательства: 

  1. Междисциплинарный подход. 
  2. Включение родителей как членов команды, и укрепление их роли в жизни ребенка. 
  3. Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд ребенка и его семьи. 
  4. Определение сильных и слабых сторон семьи.

Также отмечались условия для построения командной работы: 

  1. Единые идеологические подходы у всех членов команды
  2. Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей
  3. Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов
  4. Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства
  5. Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы

Также Наталия Николаевна представила работу Учебной консультации и практикума по возрастно-психологическому консультированию в МГППУ (подробнее материалы представлены в презентации).