Вся психология в одном университете

Симпозиум «Высшее инклюзивное образование: доступность и качество»

Конференция

В рамках VII Международной конференции РАИВО 20 октября 2016 прошел симпозиум «Высшее инклюзивное образование: доступность и качество».

Во время работы симпозиума были рассмотрены многие направления развития инклюзивного высшего профессионального образования: стратегия развития инклюзивной образовательной среды в российских вузах; специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование; актуальность подготовки студентов вуза к проектированию инклюзивной информационно-образовательной среды и др.

Также был представлен опыт ряда вузов по созданию инклюзивной среды образования (МГППУ, ВШЭ, Новосибирского ГТУ, НГПУ им. К. Минина и др.)

В настоящее время создается ряд федеральных и региональных ресурсных центров. В связи с этим был представлен опыт создания и деятельности региональных ресурсных учебно-методической центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

Для развития практики необходимы качественные исследования. В этих целях были представлены результаты исследования доступности образовательной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также особенности взаимосвязи самоактуализации, эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов с ОВЗ и условно здоровых.

В работе симпозиума приняло участие 30 человек (руководители и сотрудники центров инклюзивного образования вузов, преподаватели и сотрудники вузов, студенты и магистранты с инвалидностью и др.)

От участников симпозиума были высказаны следующие пожелания и предложения:

  1. Сделать данный симпозиум ежегодным в рамках конференций РАИВО. Уполномочить МГППУ быть ответственным за его организацию.
  2. На данном симпозиуме представлять проекты по созданию федеральных и региональных ресурсных центров.
  3. Целесообразно осуществлять трансляцию симпозиума, а также подключать к дискуссии дистанционно.
  4. Больше привлекать к дискуссии студентов с инвалидностью по принципу «Ничего для нас – без нас».

Аннотация докладов

Осьмук Л.А., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Тема выступления: Стратегия развития инклюзивной образовательной среды в российском вузе: опыт Новосибирского государственного технического университета

Осьмук Л.А. в своем докладе представила анализ стратегии развития инклюзивной образовательной среды в российском вузе позволил выявить специфику инклюзивных моделей, сформированных в российских вузах, особенности и периодичность эволюции образовательной инклюзии. В тексте в качестве кейса взят опыт Новосибирского государственного технического университета.

По рассказу Осьмук Л.А., целью исследования являлся анализ стратегии развития инклюзивной образовательной среды в российском вузе: обнаружение проблем и возможностей вузов в процессе становления инклюзивных моделей. Анализ основывается на представлении об управляемости данного социального процесса, его периодичности и факторах. В целом процесс развития инклюзивной образовательной среду в вузе может рассматриваться в контексте его институционализации.

Докладчик более подробно раскрыла три основные образовательные модели обучения студентов с инвалидностью, развиваемые в Новосибирском государственном техническом университете: 1. реабилитационно-интегративная – реабилитационная (специальная), но интегрированная в пространство ИСТР, 2. инклюзивная с интенсивным сопровождением, где обучаются как студенты с ограничениями (по 5-7 человек), так и здоровые (до 25 человек), при этом осуществляется интенсивное психолого-педагогическое сопровождение; 3. открытая для инклюзии, когда в группу здоровых студентов могут при желании включаться ребята с ОВЗ, где сопровождение моделируется в зависимости от случая. Кроме того, ИСТР выполняет функцию ресурсного инклюзивного центра для других факультетов.

Подводя итог своему выступлению, Осьмук Л.А. отметила, что процесс формирования инклюзивной образовательной среды имел эволюционный характер, что проявилось через накопление опыта и использование его в моделировании среды каждый раз на более высоком уровне, соответствующем запросам общества и социальной политики государства.

Айсмонтас Б.Б., канд. пед. наук, декан ФДО МГППУ, зав. кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения ФДО МГППУ

Тема выступления: Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ

В начале своего выступления, Айсмонатс Б.Б. отметил, что в последнее время все большее и большее внимание уделяется высшему профессиональному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ. Явным подтверждением тому стал «Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на период 2016-2018 гг.», утверждённый Правительством Российской Федерации в апреле 2016 г.

Дальше доклачдик более подробно представил данный план. В данном плане предусмотрено развитие инклюзивного профессионального высшего образования по следующим направлениям: совершенствование законодательства в сфере профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью; мероприятия по содействию инвалидам и лицам с ОВЗ в приобретении профессии; содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ; создание условий для информационной обеспеченности доступности профессионального образования для инвалидов и др.

Дальше докладчик напомнил цели задачи инклюзивного образования: создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Айсмонтас Б.Б. выделил основные вектора развития высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: модернизацию содержания и расширение функций ОУ; образовательную интеграцию; включение социально-реабилитационного компонента в педагогический процесс; оптимизацию средовых условий учебно-образовательной деятельности; повышение коммуникативной культуры студентов с ОВЗ; информирование общественности о специфических образовательных потребностях студентов с ОВЗ и факторах их удовлетворения и др.

Вместе с этим на сегодняшний день специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащих­ся в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует соци­альной интеграции лиц с ОВЗ, ограничивая их жизненные шансы. По мнению докладчика, основны­ми препятствиями в получении высшего образования выпускниками специ­альных (коррекционных) школ становятся: ограниченный круг профессий, которые они могут освоить, зачастую определяющий неконкурентоспособ­ность, непрестижность получаемых и недоступность высокооплачиваемых профессий; высокие требования к квалификации рабочих на рынке труда; трудности использования знаний и умений в современных социально-экономических условиях; резко усиливающаяся дифференциация стартовых условий развития, ограничение социальной мобильности.

В заключении Айсмонтас Б.Б. подчеркнул, что гуманистической альтернативой специальному обучению выступает интегрированное, или инклюзивное, позволяющее существенно сократить процессы маргинализации детей с ОВЗ. Интеграция как совокуп­ность процессов и результатов социализации инвалидов направлена на по­вышение их социального статуса и повышение включенности в обществен­ную жизнь. Инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды (наличие пандусов, одноэтажный дизайн школ, введение в штаты сурдопереводчиков, переоборудование мест общего пользования), но и с социальными трудностями, распространенными стереотипами и предрассудками, определяющими готовность или отказ педагогов, школьников/студентов и их родителей принять интеграцию. В целом реализация интеграционных процессов затруднена отсутствием должной экономической поддержки системы образования, неготовностью (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению.

Лебедева А.А., к.псх.н, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ; Волконская М.А., к.фил.н., Департамент иностранных языков Кафедра английского языка для гуманитарных дисциплин, доцент, НИУ ВШЭ; Адемукова Н.В., аспирант факультета социальных наук/Департамент социологии, НИУ ВШЭ; Урсул Н.В., к.фил.н., НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук /Департамент иностранных языков, доцент; Калгин А.С., преподаватель факультета социальных наук Департамент государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления, НИУ ВШЭ

Тема выступления: Инклюзивному образованию – быть: рефлексия опыта НИУ ВШЭ

Лебедева А.А. поделилась с сообществом специалистов в области инклюзии об опыте организации инклюзивной политики в НИУ ВШЭ. Главным тезисом была идея того, что множество проблем, возникающих при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ, можно снять проактивными мерами по организации и сопровождению учебного процесса.

Докладчик презентовал аудитории три продукта, подготовленных коллективом проекта: 1) «атлас потребностей» (для администрации) – в нем содержатся как сами проблемы, так и предложения по их решению; 2) рекомендации преподавателям – общие сведения, которые необходимо обязательно знать каждому преподавателю Высшей школы экономики (данные рекомендации не касаются самой методики преподавания, но содержат способы обойти особо острые проблемы, о которых нам сообщали студенты; это и проблемы этики, и проблемы простого непонимания в каком мире живет, к примеру, слабослышащий студент); 3) и третьим документом была т.н. «карта возможностей» – документ для студента с инвалидностью, позволяющий ему узнать о том, какие возможности предоставляет ему университет.

Докладчик рассказал о результатах двух опросах преподавателей, проведенных весной и осенью 2016 года, и об изменениях, которые удалось с помощью этого выяснить.

В заключении было сказано, что для развития инклюзии все участники образовательного процесса, начиная от вспомогательного технического персонала, преподавателей и студентов, заканчивая администраторами образовательного процесса и ректоратом, должны осознать необходимость изменений. Иными словами, в образовательном учреждении с одной стороны, должна сложиться инклюзивная культура, основанная на взаимопомощи и чутком отношении друг к другу; с другой стороны, должна появиться университетская стратегия и программа развития инклюзивного образования, предполагающая партнерство с более компетентными центрами.

Правильно спланированная реализация инклюзивного образования в высшей школе позволяет под лупой рассмотреть и разрешить недостатки образовательного процесса в целом, что является фактически гуманизацией образования, где все участники только выиграют.

Панюкова С.В., д. пед. наук, профессор, руководитель Центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования

Тема выступления: Цели создания и модель учебно-методической деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования

Панюкова С.В. прежде всего обратила внимание на актуальность создания региональных ресурсных центров (далее РРЦ) по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования определяется тем, что существующие в настоящее время условия организации образования инвалидов в системе государственных образовательных организаций не обеспечивают в полной мере доступность и качество высшего образования для данной категории студентов. На основе анализа опыта ряда вузов России по обучению студентов с инвалидностью докладчик выделила следующие проблемные зоны: 1. Отсутствует системная поддержка процесса обучения студентов инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального образования, в т.ч. на основе использования информационных ресурсов и технологий, адаптированных к потребностям пользователей. 2. Отсутствует методология разработки и адаптации учебных и информационных образовательных ресурсов по программам высшего профессионального образования к потребностям пользователей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. 3. Отсутствует открытая информационно-образовательная среда и единый образовательный интернет - портал, предназначенные для решения задач. 4. Не развита интеграция опыта, накопленного объединением вузов, в систему образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузах Российской Федерации.

Для решения задач Панюковой С.В. были выделены следующие направления работы РРЦ: профориентацию обучающихся с инвалидностью выпускных классов и обучающихся с инвалидностью по программам среднего профессионального образования; консультативное, учебно-методическое и социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью в процессе обучения в вузе; мониторинг индивидуальных планов обучения и сопровождения студентов с инвалидностью; оказание содействия в трудоустройстве выпускников с инвалидностью, прошедших обучение по программам высшего образования.

Дальше в докладе была дана более подробная характеристика этих направлений работы РРЦ.

Курносова С.А., к.пед.н., доцент факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВО ЧелГУ

Тема выступления: К вопросу об актуальности подготовки студентов вуза к проектированию инклюзивной информационно-образовательной среды

В начале выступления Курносова С.А. раскрыла актуальность подготовки студентов вуза к проектированию инклюзивной информационно-образовательной среды. В частности, она отметила, что развитие глобальных процессов информатизации, ускорения развития, повышения открытости общества ведет к формированию информационного пространства, нового уклада жизни и профессиональной деятельности. Развитие национальной системы образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. В связи с этим, по ее мнению, эти и многие другие новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании образовательной среды, доступной для всех категорий обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Докладчик отметил, что развитие интегрированного и инклюзивного обучения в отечественном образовании тесным образом связано с поиском новых философских, философско-антропологических, педагогических и социально-психологических оснований, с переосмыслением концептуальных идей, имплицитно присутствующих в трудах выдающихся отечественных философов и педагогов

Дальше Курносова С.А. привела результаты результаты пилотного исследования, проведенного в 2008-2011 гг., в котором приняли участие студенты и преподаватели ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», «Челябинский государственный педагогический университет», «Южно-Уральский профессиональный институт», «Южно-Уральский государственный университет». Анкетирование профессорско-преподавательского персонала позволило установить, что не более 40% преподавателей вузов являются активными пользователями информационно-образовательной среды, примерно 90% - обращаются к интернет-ресурсам и только 15% владеет технологиями педагогического дизайна, то есть самостоятельно разрабатывают информационные образовательные ресурсы, содержательно и функционально отвечающие требованиям дисциплины, возможностям студентов, востребованные в образовательной практике.

Завершая свое выступление, Курносова С.А. выделила основные противоречия между обострением проблемы реализации условий доступной среды высшего образования и необходимостью специальной подготовки студентов с одной стороны, и не в полной мере реализованными возможностями образовательных организаций высшего образования в подготовке таких специалистов, компетентных в сфере проектирования инклюзивной информационно-образовательной среды; между наличием научных разработок по теории подготовки студентов вуза к созданию педагогических ресурсов, а также современных концептуальных подходов к формированию компетенций будущих преподавателей и отсутствием теоретико - методологической базы подготовки студентов вуза к проектированию инклюзивной информационно-образовательной среды, недостаточными возможностями образовательных организаций высшего образования в ее осуществлении и др.

Завершая свое выступление, докладчик отметила, что наличие отмеченных противоречий, разрозненность и фрагментарность имеющихся в науке знаний обусловили проблему исследования: каким образом обеспечить эффективность подготовки студентов вуза к проектированию инклюзивной информационно-образовательной среды, принимая во внимание вызовы информационного общества, парадигму непрерывного образования, принципы образовательной инклюзии, сущность базовой науки педагогики?

Одинцова М.А. к. псх. н., доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения ФГБОУ ВО МГППУ

Тема выступления: Внешние и внутренние факторы самоактивации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (по материалам исследования, 2016)

В самом начале выступления Одинцова М.А. отметила, то особенно актуальна тема самоактивации для людей с инвалидностью и ОВЗ. Именно для них ситуация заболевания становится критической или экстремальной. А при таких ситуациях всяческое «само», если не исключается, то замедляется. Человек в некоторой степени ограничен в проявлениях тех или иных своих возможностей.

Дальше докладчик представил программу исследования. Для изучения факторов самоактивации студентов с ОВЗ была разработана специальная анкета, состоящая из девяти вопросов. Нужно было дать ответ на вопрос: "Кто из общественно известных личностей является для Вас примером активной жизненной позиции? Далее необходимо было оценить, какие черты характера указанного героя кажутся наиболее важными? Последующие вопросы касались примеров людей с активной жизненной позицией из ближайшего окружения и людей с ОВЗ. Далее следовали вопросы, касающиеся факторов, способствующих активной социализации, и достижению успеха, которые необходимо было проранжировать по степени важности и дополнить теми, которых не было в перечне. И последним был вопрос: "Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших Ровесников? Если да, то чем?». Кроме Анкеты, были использованы две методики: 1) Методика «Реабилитационный потенциал» И.Ю.Кулагиной, Л.В.Сенкевич, 2015. 2) Тест Жизнестойкости (скрининговая версия, Е.Н.Осин, 2013).

В исследовании приняли участие 54 студента факультета Дистанционного обучения МГППУ, из них 27 здоровых и 27 с инвалидностью и ОВЗ различной этиологии.

Потом более подробно Одинцова М.А. остановилась на результатах исследования. Исследование показало, что слабыми сторонами студентов с ОВЗ являются: убежденность в невозможности реализации себя в профессии и реальные трудности, с которыми сегодня сталкивается личность с ОВЗ в профессиональной сфере. Не секрет, что трудоустройство лиц с ОВЗ является одной из глобальных проблем современности. Получение профессионального образования инвалидами теряет смысл, если не сопутствует последующему гарантированному трудоустройству.

Докладчиком были выделены и сильные стороны студентов с ОВЗ, которыми стали: 1. Хорошо сформированное представление о своих идеалах (значимых людях) и их личностных качествах (активность, воля, общительность, энергичность, самодисциплина), которые становятся для них ориентиром. 2. Мотивация к самореализации и реализации жизненных стремлений, в первую очередь в сфере образования. Образование на сегодняшний день становится для лиц с ОВЗ, едва ли не единственной доступной средой для самореализации. 3. Активность, отношение к себе как к человеку, хорошо осознающему свои ограничения, но и знающему свои возможности и др.

В заключение докладчик отметил, что для многих студентов без проблем со здоровьем, однокурсники с ограниченными возможностями здоровья также стали живыми примерами активной жизненной позиции, что свидетельствует о результативности и действенности инклюзивного образования. Перспективами исследования в данном направлении становится существенное расширение выборки респондентов, доработка анкеты, включение дополнительных методик, позволяющих более глубоко исследовать личностный потенциал студентов с ОВЗ.

Цыганкова С.В., магистрантка ФДО МГППУ

Тема выступления: Особенности взаимосвязи самоактуализации, эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов с ОВЗ и условно здоровых

Цыганкова С.В. в своем выступлении рассмотрела вопросы взаимосвязи между характеристиками самоактуализации, эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов с ОВЗ и условно здоровых.

В докладе были представлены результаты экспериментального исследования. Выборку исследования составили 77 человек – экспериментальная группа 30 инвалидов и контрольная группа 47 условно здоровых, в основном это студенты ФДО МГППУ (психологи) и студенты МГОУ (педагоги дошкольного и младшего школьного образования).

Гипотеза исследования была основана на предположении о том, что: а) Есть взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности с уровнем развития эмоционального интеллекта и с уровнем жизненной удовлетворенности; б) Их проявления различаются у студентов с ОВЗ и условно здоровых, мы предполагаем, что они могут иметь различия в своей структуре и что уровень самоактуализации, и психологического здоровья снижен у студентов с ОВЗ.

Цыганкова С.В. отметила, что гипотеза подтвердилась лишь частично, а именно: есть взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и уровнем самоактуализации, однако, в нашей выборке, эмоциональный интеллект не показал значимых связей с самоактуализацией; так же мы выяснили, что есть различия в структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, жизненной удовлетворенности и самоактуализации у экспериментальной и контрольной групп. В отличие от здоровой выборки у людей с ОВЗ очень многие характеристики связаны с ценностными ориентациями.