Образование для лиц с ОВЗ
Московский городской психолого-педагогический университет является одним из ведущих вузов активно развивающим программы обучения студентов с ОВЗ. В настоящее время в университете учатся 265 таких студентов: на факультете информационных по специальности «Прикладная информатика (в психологии)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Режиссура мультимедиа-программ», на факультете дистанционного обучения по направлению «Психология», в социально-педагогическом колледже - по специальности «Издательское дело», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
Наименование |
Всего |
Из общего числа студентов-инвалидов |
|||
с нарушениями зрения |
с нарушениями слуха |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
с соматическими заболеваниями |
||
1. Обучается в вузе студентов-инвалидов |
189 |
47 |
12 |
93 |
37 |
по программам среднего профессионального образования |
43 |
10 |
7 |
15 |
11 |
по программам высшего профессионального образования |
146 |
37 |
5 |
78 |
26 |
2. Обучается в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий |
76 |
10 |
1 |
53 |
12 |
Московский городской психолого-педагогический университет на протяжении нескольких лет последовательно формирует условия для безбарьерной среды, с этой целью оборудованы:
- полосы движения с рельефной тактильной полосой
- пандусы наружного входа и внутри зданий
- площадки с нескользким покрытием и поручнями
- лестницы наружного входа с поручнями
- распашные двери
- коридоры, холлы с разворотными площадками и местами
- лифты, доступные для инвалидов-колясочников и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
- соответствующим образом оборудованы санузлы
С целью организации доступа к обучению инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо дополнительно дооснастить территории университета специальным оборудованием: подъемниками вертикальными или наклонными, специализированным автотранспортом, указателями звуковой и световой информации с контрастной яркой маркировкой, рельефными тактильными полосами и пиктограммами, текстофонами, речевыми информаторами, световыми текстовыми табло и пр.
Условия для обучения студентов с ОВЗ факультета дистанционного обучения
На факультете была создана подготовительная программа для абитуриентов. Цель программы: оказание помощи в подготовке к поступлению в университет (на факультете) и знакомство с дистанционными технологиями обучения на факультете ДО.
Два раза в год организуются выездные психологические тренинги и семинары, проводимые на базе Санаторно-лесной школы № 7 (осенью продолжительностью 3 дня, весной – 6 дней). На данных семинарах проводились: психологические тренинги по тайм-менеджменту, тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, мастер-классы студентов, встречи с интересными людьми (А.В. Суворов, Д.А. Леонтьев и др.) и т.п.
В целях повышения уровня социальной адаптации и реабилитации активно развивались следующие социальные проекты и клубы студентов: "Абитуриент", "Подготовительная программа для абитуриентов факультета дистанционного обучения", "Наш досуг", "Клуб общения", "Клуб английского языка", "Литературный клуб", "Киноклуб" и др. Пять их них представлены на конкурс социально значимых проектов органов студенческого самоуправления вузов Москвы "Моя инициатива в действии", организуемый Департаментом образования города Москвы в мае-декабре 2012 года.
В целях повышения общекультурного уровня для студентов с ОВЗ организуются экскурсии по Москве и близлежащим городам.
Регулярно проводились выездные учебные занятия (посетили зоопарк в рамках изучения учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", Исторический музей (учебная дисциплина "История"), Планетарий (учебная дисциплина "Современные концепции естествознания"), Центр профориентации "Ориентир" (учебная дисциплина "Введение в психологию").
Регулярно проводились мероприятия социокультурного характера.
В соответствии с договоренностью с Республиканской государственной библиотекой на ее базе для незрячих студентов были подготовлены 5 аудиоучебников.
Условия обучения студентов с ОВЗ на факультете информационных технологий
Для студентов с ОВЗ создана образовательная среда, которая включает в себя следующие компоненты:
- дополнительные индивидуальные занятия
- техническое сопровождение учебного процесса
- методическое сопровождение учебного процесса
- психолого-педагогическое сопровождение
- безбарьерная архитектурная среда
- транспортное сопровождение
- организация учебной практики и трудоустройство
Особенностями факультета являются проектно-ориентированный характер обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных практических задач, что обеспечивает высокое качество профессиональной подготовки. Это позволило студентам и аспирантам опубликовать значительное число научных статей в рецензируемых журналах, включая журналы, входящие в Перечень ВАК РФ, регулярно занимать призовые места на российских олимпиадах по программированию, отечественных и зарубежных научных конференциях. Значительное число программных продуктов, разработанных студентами и аспирантами факультета, внедрено и реально используется в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля.
Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ. Деканат факультета обеспечивает методическое и психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья. Под контролем профессиональных методистов и психологов в учебных группах создана комфортная дружественная среда и обстановка взаимопомощи.
Убедительным показателем высокого качества инклюзивного обучения студентов с ОВЗ является то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Помимо качества обучения, этот результат обусловлен высокой мотивированностью этой категории молодых людей к учёбе и их развитыми способностями к абстрактному мышлению, что свидетельствует об особой ценности такого рода специалистов для общества. Таким образом, обучение студентов с ОВЗ является в данном случае не благотворительной акцией, а средством подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение.
На факультете информационных технологий функционируют две учебно-производственные лаборатории, обеспечивающие разработку и внедрение в учебный процесс технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения, включая разработку новых технологий обучения и мелкотиражное издание учебной литературы, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Факультет успешно работает над собственными научно-техническими проектами, связанными с разработкой новых технологий обеспечения учебного процесса для лиц с ОВЗ. Проекты представлялись на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодёжи, где получили две премии Президента РФ, четыре медали и два диплома, на Международной конференции-школе-семинаре «Новые информационные технологии» и Международных научных конференциях «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии, где были отмечены дипломами. На конкурсе командных проектов и творческих работ учащейся молодежи, проведённом в рамках Международного Форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России, работы студентов факультета информационных технологий МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения».
Часть программного обеспечения, необходимого для изучения компьютерных дисциплин и математики, разрабатывается силами учебно-производственных лабораторий факультета, а также в рамках курсовых и дипломных работ студентов. Компонентами обучающих технологий собственной разработки являются:
- адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS)
- конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий
- система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы
- специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения
С 2001 года Департаментом образования города Москвы на базе факультета информационных технологий МГППУ проводится Московская городская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ, которая продемонстрировала большую заинтересованность учащихся специализированных школ в участии в подобных конкурсных мероприятиях. Многие участники отметили, что эта олимпиада решающим образом повлияла на выбор профессии.
Инновационный опыт обучения студентов с ОВЗ, накопленный в МГППУ, позволяет говорить о необходимости и своевременности его распространения в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них крайне востребованных обществом специалистов высокой квалификации.
Условия обучения студентов с ОВЗ в Социально-педагогическом колледже
Осуществляя образовательно-реабилитационную деятельность, коллектив колледжа реализует Федеральные законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Действующая система организации образовательно-реабилитационного процесса позволяет:
- осуществлять профессиональное образование инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- реализовывать всестороннее социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов инвалидов
- формировать доступную и безбарьерную образовательно - реабилитационную среду
Такая среда, приспособленная к потребностям инвалида, обеспечивает ему условия, необходимые для освоения образовательной программы, для реализации мероприятий, предусмотренных в Индивидуальной программе реабилитации, для охраны здоровья, для доступности информационного и социокультурного пространства колледжа через компенсацию ограничений жизнедеятельности в общении, ориентации, обучении, воспитании, трудоустройстве.
В 2011-2012 учебном году коллектив колледжа продолжал работать в направлениях, определенных в Индивидуальной программе реабилитации:
- в части Программы профессиональной реабилитации: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве
- в части Программы социальной реабилитации: информирование и консультирование по вопросам реабилитации, социально – психологический и социально – культурный патронаж семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и инвалидностью, адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности
- в части Программы психолого-педагогической реабилитации: психологическая реабилитация, психолого-педагогическая коррекционная работа, углубленная диагностика