Вся психология в одном университете

Образование для лиц с ОВЗ

Московский городской психолого-педагогический университет является одним из ведущих вузов активно развивающим программы обучения студентов с ОВЗ. В настоящее время в университете учатся 265 таких студентов: на факультете информационных по специальности «Прикладная информатика (в психологии)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Режиссура мультимедиа-программ», на факультете дистанционного обучения по направлению «Психология»,  в социально-педагогическом колледже - по специальности «Издательское дело», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». 

Наименование

Всего

Из общего числа студентов-инвалидов

с нарушениями зрения

с нарушениями слуха

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

с соматическими заболеваниями

1. Обучается в вузе студентов-инвалидов

189

47

12

93

37

по программам среднего профессионального образования

43

10

7

15

11

по программам высшего профессионального образования

146

37

5

78

26

2. Обучается в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий

76

10

1

53

12

Московский городской психолого-педагогический университет на протяжении нескольких лет последовательно формирует условия для безбарьерной среды, с этой целью оборудованы:

  • полосы движения с рельефной тактильной полосой
  • пандусы наружного входа и внутри зданий
  • площадки с нескользким покрытием и поручнями
  • лестницы наружного входа с поручнями
  • распашные двери
  • коридоры, холлы с разворотными площадками и местами
  • лифты, доступные для инвалидов-колясочников и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • соответствующим образом оборудованы санузлы

С целью организации доступа к обучению инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо дополнительно дооснастить территории университета специальным оборудованием: подъемниками вертикальными или наклонными, специализированным автотранспортом, указателями звуковой и световой информации с контрастной яркой маркировкой, рельефными тактильными полосами и пиктограммами, текстофонами, речевыми информаторами, световыми текстовыми табло и пр.

Условия для обучения студентов с ОВЗ факультета дистанционного обучения 

На факультете была создана подготовительная программа для абитуриентов. Цель программы: оказание помощи в подготовке к поступлению в университет (на факультете) и знакомство с дистанционными технологиями обучения на факультете ДО.

Два раза в год организуются выездные психологические тренинги и семинары, проводимые на базе Санаторно-лесной школы № 7 (осенью продолжительностью 3 дня, весной – 6 дней). На данных семинарах проводились: психологические тренинги по тайм-менеджменту, тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, мастер-классы студентов, встречи с интересными людьми (А.В. Суворов, Д.А. Леонтьев и др.)  и т.п.

В целях повышения уровня социальной адаптации и реабилитации  активно развивались следующие социальные проекты и клубы студентов: "Абитуриент", "Подготовительная программа для абитуриентов факультета дистанционного обучения", "Наш досуг", "Клуб общения", "Клуб английского языка", "Литературный клуб", "Киноклуб" и др. Пять их них представлены на конкурс социально значимых проектов органов студенческого самоуправления вузов Москвы "Моя инициатива в действии", организуемый Департаментом образования города Москвы в мае-декабре 2012 года.

В целях повышения общекультурного уровня для студентов с ОВЗ организуются экскурсии по Москве и близлежащим городам.

Регулярно проводились выездные учебные занятия (посетили зоопарк в рамках изучения учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", Исторический музей (учебная дисциплина "История"), Планетарий (учебная дисциплина "Современные концепции естествознания"), Центр профориентации "Ориентир" (учебная дисциплина "Введение в психологию").

Регулярно проводились мероприятия социокультурного характера. 

В соответствии с договоренностью с Республиканской государственной библиотекой на ее базе для незрячих студентов были подготовлены 5 аудиоучебников. 

Условия обучения студентов с ОВЗ на факультете информационных технологий

Для студентов с ОВЗ создана образовательная среда, которая включает в себя следующие  компоненты:

  • дополнительные индивидуальные занятия
  • техническое сопровождение учебного процесса
  • методическое сопровождение учебного процесса
  • психолого-педагогическое сопровождение
  • безбарьерная архитектурная среда
  • транспортное сопровождение
  • организация учебной практики и трудоустройство

Особенностями факультета являются проектно-ориентированный характер обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных практических задач, что обеспечивает высокое качество профессиональной подготовки. Это позволило студентам и аспирантам опубликовать значительное число научных статей в рецензируемых журналах, включая журналы, входящие в Перечень ВАК РФ, регулярно занимать призовые места на российских олимпиадах по программированию, отечественных и зарубежных научных конференциях. Значительное число программных продуктов, разработанных студентами и аспирантами факультета, внедрено и реально используется в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля. 

Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ. Деканат факультета обеспечивает методическое и психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья. Под контролем профессиональных методистов и психологов в учебных группах создана комфортная дружественная среда и обстановка взаимопомощи. 

Убедительным показателем высокого качества инклюзивного обучения студентов с ОВЗ является то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Помимо качества обучения, этот результат обусловлен высокой мотивированностью этой категории молодых людей к учёбе и их развитыми способностями к абстрактному мышлению, что свидетельствует об особой ценности такого рода специалистов для общества. Таким образом, обучение студентов с ОВЗ является в данном случае не благотворительной акцией, а средством подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение.

На факультете информационных технологий функционируют две учебно-производственные лаборатории, обеспечивающие разработку и внедрение в учебный процесс технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения, включая разработку новых технологий обучения и мелкотиражное издание учебной литературы, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля. 

Факультет успешно работает над собственными научно-техническими проектами, связанными с разработкой новых технологий обеспечения учебного процесса для лиц с ОВЗ. Проекты представлялись на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодёжи, где получили две премии Президента РФ, четыре медали и два диплома, на Международной конференции-школе-семинаре «Новые информационные технологии» и Международных научных конференциях «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии, где были отмечены дипломами. На конкурсе командных проектов и творческих работ учащейся молодежи, проведённом в рамках  Международного Форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России, работы студентов факультета информационных технологий МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения».

Часть программного обеспечения, необходимого для изучения компьютерных дисциплин и математики, разрабатывается силами учебно-производственных лабораторий факультета, а также в рамках курсовых и дипломных работ студентов. Компонентами обучающих технологий собственной разработки являются:

  • адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS)
  • конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий
  • система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы
  • специализированные программные  интерфейсы для студентов с нарушениями зрения

С 2001 года Департаментом образования города Москвы на базе факультета информационных технологий МГППУ проводится Московская городская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ, которая продемонстрировала большую заинтересованность учащихся специализированных школ в участии в подобных конкурсных мероприятиях. Многие участники отметили, что эта олимпиада решающим образом повлияла на выбор профессии.     

Инновационный опыт обучения студентов с ОВЗ, накопленный в МГППУ, позволяет говорить о необходимости и своевременности его распространения в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них крайне востребованных обществом специалистов высокой квалификации. 

Условия обучения студентов с ОВЗ в Социально-педагогическом колледже

Осуществляя образовательно-реабилитационную деятельность, коллектив колледжа реализует  Федеральные законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Действующая система организации образовательно-реабилитационного процесса позволяет:

  • осуществлять профессиональное образование инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • реализовывать всестороннее социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов инвалидов
  • формировать доступную и безбарьерную образовательно - реабилитационную среду

Такая среда, приспособленная к потребностям инвалида,  обеспечивает ему условия, необходимые для освоения образовательной программы, для реализации мероприятий, предусмотренных в Индивидуальной программе реабилитации, для охраны здоровья, для доступности информационного и социокультурного пространства колледжа через компенсацию ограничений жизнедеятельности в общении, ориентации, обучении, воспитании, трудоустройстве.

В 2011-2012 учебном году коллектив колледжа продолжал работать в направлениях,  определенных в  Индивидуальной программе реабилитации:

  • в части Программы профессиональной реабилитации: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве
  • в части Программы социальной реабилитации: информирование и консультирование по вопросам реабилитации, социально – психологический и социально – культурный патронаж семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и инвалидностью, адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности
  • в части Программы психолого-педагогической реабилитации: психологическая реабилитация, психолого-педагогическая коррекционная работа, углубленная диагностика