Вся психология в одном университете

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Мероприятие 1.3.1 – II очередь.

Название работы

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы Мероприятие 1.1 – VIII очередь. "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области гуманитарных наук по следующим научным направлениям: - экономические науки; - психологические и педагогические науки; - юридические и политические науки" Тема: "Организация и динамика познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности"

Основные исполнители проекта

Дата начала работы

Дата окончания работы

Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Харитонов А.Н., Жегалло А.В., Дивеев Д.А., Лупенко Е.Е., Хозе Е.Г., Ананьева К.И., Демидов А.А., Марченко О.П., Выскочил Н.А., Майнина И.Н., Старикова И.В., Куракова О.В.

30.09.2009

05.09.2011

Аннотация

Реализованная научно-исследовательская работа была направлена на изучение психологических и психофизиологических механизмов познавательных процессов при решении человеком когнитивно-коммуникативных задач, на материале конкретных проблем психологической науки: межличностного восприятия, распределенного познания и совместной деятельности, зрительно-моторных координации.

В результате реализация НИР получены новые данные, раскрывающие природу познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности, в частности, новые знания по следующим конкретным направлениям исследований:

  • перцептогенез экспрессии лица
  • восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по структуре и форме его лица;
  • взаимосвязь эмоциональной модальности экспрессии лица человека ивосприятия его индивидуально-психологических особенностей;
  • восприятие акустических событий, различающихся способом кодировки записи;
  • понимание и эмоциональная оценка акустических событий;
  • возрастная динамика окуломоторной активности в условиях индивидуального и совместного чтения;
  • формирование индивидуального опыта при различных условиях научения;
  • психофизиологические механизмы перцептивной категоризации и преднастройки;
  • интермодальная общность ощущений.

2. разработаны оригинальные аппаратурно-программные комплексы и методики для изучения познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности (по указанным выше направлениям конкретных исследований).

Материалы экспериментальных исследований представлены на российских и международных научных форумах и конференциях, а по итогам - организована и проведена Всероссийская научная конференция «Познавательные процессы в условиях общения и деятельности: теория, эксперимент, практика».

Источник финансирования

Вид работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

фундаментальный

Заказчик

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы Мероприятие 1.1 – VIII очередь. "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области гуманитарных наук по следующим научным направлениям: - экономические науки; - психологические и педагогические науки; - юридические и политические науки" Тема: "Организация и динамика познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности"

Номер госконтракта: ГК № 02.740.11.0420 от 30 сентября 2009 г.

Госшифр

Госконтракт

№ 02.740.11.0420 от 30 сентября 2009 г.

Итоги проекта: 2009-2011 годы

Научно-исследовательские работы в соответствие с утвержденным планом были выполнены в пять этапов.

На первоманалитико-планирующемэтапе (30.09.2009-30.11.2009) был выполнен аналитический обзор по проблематике функционирования познавательных процессов в ходе общения и совместной деятельности людей. Констатировано, что роль общения в организации и развитии познавательных процессов исторически изучается в двух направлениях. С одной стороны, осуществляется сравнительный анализ познавательных процессов в условиях индивидуальной и совместной деятель­ности (Барабанщиков, 2009; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Бехтерев, 1921, 1925; Ломов, 1984;. Allport, 1920, 1924; Meode, 1920; Meuman, 1914; Munsterberg, 1920 и др.). С другой стороны, рассматривается влияние общения на развитие позна­вательных процессов и его роль в процессе обучения (Ананьев, 1968; 1980; Выготский, 1984; Рубцов, 1996). Показано, что оба направления принципиально различаются как в плане общих идей и представлений, так и в плане конкретных методических приемов исследования и характера получаемых данных.

В результате анализа сформулировано методологическое положение о единстве познания и общения. Показано, что общение, так же как и деятельность, может выступать в роли основания психических явлений, определяющего развитие психических процессов, формирование личности, овладение индивидом общественно-историческим опытом. В свою очередь, сами психические явления регулируют процесс общения и являются условием его развития. Таким образом, обнаруживается системная взаимосвязь общения и познания, которая находит свое выражение в новом – коммуникативном – измерении когнитивных процессов. Последнее, определило возникновение нового подхода общепсихологических исследований, а именно, когнитивно-коммуникативный подход.

Изучение познавательной сферы человека в структуре общения является необходимым условием раскрытия системного строения и развития психики. Эти исследования играют роль магистрального пути реализации системного подхода в психологии.

В контексте когнитивно-комуникативного подхода произведен теоретический анализ конкретных направлений планируемых исследований. Так, проблематика межличностного восприятия анализируется через обращение к такому интегральному когнитивно-коммуникативному образованию как «ОН-концепция» – представлению наблюдателя об психологических особенностях воспринимаемого натурщика. Проблематика распределенной когнитивной деятельности раскрывается через анализ таких интегральных когнитивно-коммуникативных образований, возникающих в условиях совместной деятельности, как «общий фонд информации», «воспринимаемое качество», «расширенная среда», «событие» и т.д. Проблематика зрительно-моторных координаций при решении когнитивных задач раскрывается через обращение к понятию «окуломоторная структура». Показано, что анализ окуломоторных структур восприятия позволяет реконструировать способ организации перцептивного процесса в целом; последний предстает как конкретное событие, реализующее познавательное либо познавательно-коммуникативное отношение человека к миру.

Итогом теоретического анализа явилось формулировка задач и гипотез конкретных исследований, с описанием их методических процедур и экспериментальных схем.

В рамках описания конкретных методических процедур исследования разработана авторская программа проведения экспериментов связанных с решением параллельной и последовательной дискриминационной задачи для исследований восприятия экспрессий.

По итогам указанной работы подготовлены оригинал-макеты научно-методических материалов для публикации в научных изданиях и для представления на научных конференциях.

На второмпилотажно-экспериментальномэтапе (01.01.2010-30.06.2010) были выполнены работы по разработке и апробации основных методов, методик и процедур исследования функционирования познавательных процессов в ходе общения и совместной деятельности людей.

В рамках исследования межличностного восприятия, и в частности, изучения восприятия индивидуально-психологических и эмоциональных особенностей человека по выражению его лица, разработан оригинальный стимульный материал для реализации заявленных экспериментальных исследований. Стимульный материал включает в себя фотоизображения естественных лиц людей анфас, выражающие различные эмоциональные состояния – базисные эмоции (радость, страх, удивление, горе, гнев, отвращение) и фотоизображения естественных лиц людей анфас, с нейтральным выражением лица, обладающие отличительными индивидуально-психологическими особенностями (напр., люди с высокими и низкими показателями по шкале экзистенция опросника А. Лэнгли, К. Орглер). Так же разработаны наборы стимульных фотоизображений лиц выполненных на основе стандартизированных фотоэталонов П. Экмана (POFA) с использованием компьютерных методик трансформации графических изображений (пространственный морфинг и варпинг). Полученный стимульный материал был апробирован в рамках пилотажных исследований (в частности, с использованием фокус-групп) в соответствие с конкретными целями и задачами планируемых экспериментальных работ. В рамках исследований восприятия выражений лица был разработан и апробирован программно-аппаратурный комплекс для тахистоскопического предъявления фотоизображений лиц, реализованный на базе компьютеров Kraftway с ЭЛТ-мониторами ViewSonic G90FB, в комбинации с программой презентации графических изображений E-Prime.

В рамках разработки методов мультимедийной презентации информации, выявленной процедурами оценки воспринимаемого качества, был апробирован целый ряд методик разработанных в рамках когнитивно-коммуникативного подхода, в частности, методика полипозиционного наблюдения, «кооперативный дебрифинг», системный метод анализа вербализаций и метод построения вербальных портретов воспринимаемых объектов или явлений. С целью отработки указанного инструментария было организовано несколько экспериментальных исследовательских ситуаций, представляющих собой модифицированные ситуации референтного общения. Так же выполнена разработка и апробация исследовательских методик и процедур, направленных на изучение организации и динамики когнитивно-аффективных процессов в ходе оценивания акустических событий.

В рамках изучения динамики психических процессов были разработаны и апробированы исследовательские методики и процедуры анализа окуломоторной активности в процессе решения людьми когнитивно-коммуникативных задач (рассматривание сложных, экологически валидных изображений, индивидуальное и совместное чтение и др.).

Разработана и адаптирована методика изучения формирования индивидуального опыта при одноэтапном и многоэтапном научении в процессе решения когнитивных задач в виртуальной реальности.

В рамках исследования феноменов перцептивной категоризации и преднасройки, подготовлена база данных по категориальной частотности для различных семантических категорий, а так же по степени образности и знакомства слов.

В рамках исследования интермодальной общности ощущений разработан общий план экспериментального исследования с использованием психосемантических процедур. Разработано и апробировано программное обеспечение экспериментального исследования. Проведено пилотажное исследование, направленное на изучение категориальной структуры восприятия музыкальных фрагментов, преобразованных с помощью современных акустических технологий.

На третьемэкспериментальном 1этапе (01.07.2010-30.11.2010) были начаты работы по эмпирическому изучению функционирования познавательных процессов в ходе общения и совместной деятельности людей.

В рамках исследований перцептогенеза экспрессий лица проведено психофизическое исследование эффекта категориальности восприятия на стимульном материале искусственно созданных переходов между базовыми экспрессиями с использованием методики параллельной дискриминационной ABX задачи. Выполнена обработка данных пилотажного исследования распознавания экспрессий лица, изображения которого предъявлялись в области периферического поля зрения человека. Начато изучение влияния конфигуративных признаков лица на распознание порождаемых ими экспрессий.

В рамках исследований восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по структуре и форме его лица начато изучение следующих конкретных научных проблем: 1) восприятия глубинных (экзистенциальных) характеристик человека по изображению его лица; 2) распознавание психологических особенностей людей разного возраста по выражению их лица; 3) распознавание индивидуально-психологических особенностей лиц людей разной расовой принадлежности; 4) влияние характеристик ситуаций восприятия на оценку индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица.

В рамках изучения влияния модальности экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека начаты конкретные эмпирические исследования с использованием стандартизированных фотоэталонов П.Экмана.

В рамках изучения процесса сравнения акустических событий, различающихся способом кодирования данных начат анализ особенностей восприятия человеком объектов среды, сформированных или преобразованных информационными и коммуникационными технологиями.

В рамках изучения понимания и эмоциональной оценки акустического события человеком начата реализация конкретного эмпирического исследования направленного на проверку гипотезы о том, что качество понимания акустического события будет влиять и на его эмоциональную оценку.

В рамках изучения возрастной динамики окуломоторной активности в условиях индивидуального и совместного чтения проведена апробация нового метода регистрации движений глаз (подвижной системы слежения за направлением взора наблюдателя) в результате чего были определены границы его применимости. Также, начато изучение особенностей движений глаз у детей младшего школьного возраста в процессе чтения текстов разной сложности.

В рамках изучения особенностей формирования индивидуального опыта в различных условиях научения разработан и апробирован в конкретных экспериментальных исследованиях аппаратурно-программный комплекс для проведения сравнительных исследований восприятия значимых звуков людьми и лабораторными животными.

В рамках изучения психофизиологических механизмов категоризации и преднастройки с использованием слов и изображений из сформированных баз данных начато экспериментальное исследование электрических потенциалов мозга, связанных с категоризацией непроизвольно запомнившихся слов.

В рамках изучения интермодальной общности ощущений начаты конкретные эмпирические исследования направленные на выявление психологической природы интермодальной общности ощущений на примере сочетаний цвета и формы.

На четвертомэкспериментальном 2этапе (01.01.2011-31.05.2011) были продолжены работы по эмпирическому изучению функционирования познавательных процессов в ходе общения и совместной деятельности людей.

В рамках исследований перцептогенеза экспрессий лица проведен ряд экспериментов, направленных на изучение воспринимаемых различий в парах изображений, последовательно расположенных в переходных рядах между базовыми эмоциональными экспрессиями (параллельно – последовательная дискриминационная ABX-задача). Выделены три основные паттерна зависимости эффективности различения от номера пары в ряду: пик (его можно рассматривать как проявление эффекта категориальности), плато и равномерное распределение (полное отсутствие категориальности). Гипотезы о наличии эффекта категориальности и его отсутствии подтвердились только на некоторых переходных рядах. Согласно полученным данным, основной вид функции различения такого типа стимулов – плато. Воспроизведение отдельных серий эксперимента, направленное на оценку надежности результатов, показало, что эффект категориальности сильно зависит от конкретного контекста и совокупности предъявляемых изображений. Получены результаты эффективности различения для рядов «радость-страх», «страх-удивление» и «радость-удивление».

Выполнено экспериментальное исследование, направленное на изучение окуломоторной активности при решении задачи вербальной идентификации экспрессий лица на материале базовых экспрессий различной ориентации и модифицированных изображений экспрессий (иллюзия Тэтчер). Полученные результаты позволяют утверждать, что интенсивность проявления базисных эмоций и пространственная ориентация изображения лица влияют на эффективность опознания экспрессий избирательно, а само это влияние носит сложный нелинейный характер. Анализ показателей окуломоторной активности выявил следующие закономерности. Нормально ориентированные изображения характеризуются отсутствием значимых различий в продолжительности фиксаций между разными частями лица. Изменение ориентации изображений приводит к разрушению однородной структуры фиксаций.

Выполнено исследование функционирования познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности (на примере выполнения задач совместной категоризации лиц). Результаты свидетельствуют о том, что совместная идентификация лиц разных морфотипов (морфированых изображений европеоидного и монголоидного типов, а также реальных прототипов (крайние лица ряда) протекает более успешно. В целом, на небольшой экспериментальной серии проявился эффект, сходный с эффектом категориальности восприятия.

В рамках исследований восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по структуре и форме его лица выявлено, что адекватность оценки «глубинных» свойств личности отличается разнородностью. Некоторые показатели экзистенциальной наполненности хорошо «прочитываются» наблюдателями (например, по шкале «Самодистанцирование») по сравнению с другими (например, по шкале «Ответственность»). Показано, что независимо от пола сторонний наблюдатель с одинаковой точностью оценивает «глубинные» индивидуально-психологические характеристики личности коммуниканта. Показано, что парциальными предикторами адекватного восприятия «глубинных» черт личности по фотоизображению лица являются относительно высокое развитие способности человека ориентироваться в собственном внутреннем мире в сочетании с развитой способностью воплощать собственные решения в жизнь. Это предполагает такой способ межличностного восприятия, при котором человек примерно в равной степени опирается на Я-концепцию и эффективно использует коммуникативный опыт.

В рамках изучения влияния модальности экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека подготовлен и апробиран новый стимульный материал.

В рамках изучения процесса сравнения акустических событий, различающихся способом кодирования данных, был реализован эксперимент по выявлению влияния процедуры вербализации звучаний на субъективную оценку их сходства. На основании полученных данных модифицирована процедура основного эксперимента с целью минимизации влияния вербализации. Выполнена работа по адаптации к задачам исследования системного метода анализа вербализаций, особенно в части построения вербальных портретов воспринимаемых слушателями звучаний. В ходе экспериментов получен ряд новых результатов, касающихся, в частности, связи между способом кодирования звука и субъективными показателями искусственности-естественности звучания, характером предпочтения и величиной субъективного различия сравниваемых звуков. Для каждого типа звучания построены вербальные портреты, позволяющие содержательно интерпретировать поученные результаты. Показаны особенности содержания воспринимаемого качества звучаний в разных ситуациях восприятия.

В рамках изучения понимания и эмоциональной оценки акустического события человеком по итогам экспериментального исследования не было выявлено связей между психическими процессами семантического понимания, эмоциональной оценкой и рядом показателей кожно – гальванической реакции (общая активность, амплитуда реакции, скорость реакции и временем от момента подачи сигнала до начала реакции).

В рамках изучения возрастной динамики окуломоторной активности в условиях индивидуального и совместного чтения проведено исследование особенностей и границ применимости используемых в настоящее время методик регистрации движений глаз, показаны их основные и значимые достоинства и недостатки, а также оценена действительная точность оборудования, что позволяет значительно повысить «чистоту» проводимых экспериментов. В модельных исследованиях были определены такие характеристики оборудования как средняя величина погрешности (точность оборудования) в различных режимах, величина рабочего шума, а также некоторые систематические ошибки, возникающие из-за конструктивных особенностей оборудования.

В рамках изучения особенностей формирования индивидуального опыта в различных условиях научения построена редуцированная модель формирования и реализации опыта на основе представлений системно-эволюционной теории о формировании структуры опыта. Проведено модельное исследование при выполнении задачи поискового поведения в неизменной среде. Структура опыта представлялась в форме дерева, одновременно с реализацией соответствующего поведения.

В рамках изучения психофизиологических механизмов категоризации и преднастройки показано, что скорость категоризации слов связана с такими их психолингвистическими характеристиками как категориальная частотность, субъективный возраст приобретения, образность и степень знакомства слов.

Показано, что амплитуда LPC (поздняя позитивность) была больше для тех слов, которые впоследствии припоминались по сравнению с амплитудой LPC, связанной со словами которые не припоминались. Таким образом, активность мозга в момент предъявления слов определяет эффективность непроизвольного запоминания.

В рамках изучения интермодальной общности ощущений показано, что семантические оценки мелодии, моделирующей то или иное эмоциональное состояние, рисунка этой мелодии, рисунка самого эмоционального состояния и его вербального обозначения оказались сходными. Подобные результаты получены для всех четырех исследуемых эмоциональных состояний (радости, гнева, спокойствия и печали).

Полученные данные подтверждают как гипотезу о существовании областей семантического соответствия стимулов разной модальности, которые воспринимаются как перцептивно сходные или идентичные, так и гипотезу о существовании интермодальных образований (главными из которых являются качество и интенсивность), связанных с характеристиками, присущим всем ощущениям, с помощью которых происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства.

По результатам выполненных работ были разработаны методические материалы, в которых представлены принципы организации и проведения эмпирических исследований, с использованием методов и процедур анализа вербализаций, разработанных в рамках перцептивно-коммуникативного подхода. Даны конкретные примеры использования разработанных принципов и процедур.

По результатам проведенных исследований подготовлены: одна монография (на французском языке) общим объемом 32,5 п.л., 4 статьи в журналах рекомендованных ВАК Минобрнауки, 1 статья в международном научном журнале Social Science Information (на французском языке), 4 статьи в коллективные монографии, 5 тезисов с презентациями докладов на международных научных конференциях (European Conference on Eye-movements, European Conference on Visual Perception, European Conference on Cognitive Sciences, Cognition and Communication, Technologies de la connaissance et recherche d'information en contexte - Projets de recherche et usages applicatifs) и 4 тезисов с презентациями на отечественных научных конференциях («Дружининские чтения – 2011», «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»).

На пятомобобщающемэтапе (01.06.2011-05.09.2011) были проанализированы результаты экспериментальных исследований функционирования познавательных процессов в условиях общения и совместной деятельности, полученные на предыдущих этапах НИР. Полученные результаты соотнесены с данными, представленными в отечественной и зарубежной научной литературе.

В рамках исследований перцептогенеза экспрессий лица проведено изучение структуры перцептивного пространства переходных изображений эмоциональных экспрессий, а также эффектов категориальности, возникающих в задаче различения данных изображений. Для этого был подготовлен оригинальный стимульный материал – фотоизображения переходных экспрессий и искусственные изображения, созданные при помощи компьютерного морфинга. С использованием дискриминационной последовательно-параллельной психофизической задачи ABX были выявлены типы профилей различения для переходных экспрессий, оценивалась устойчивость паттернов различения при изменении контекста. Было показано, что паттерны различения для фотоизображений и искусственно созданных морфов значимо отличаются. Изучение категориальной структуры переходных рядов из оригинального стимульного материала – как реальных фотоизображений, так и искусственно созданных морфов – позволило выявить особенности категориального поля переходов между эмоциями радости, удивления и страха. Полученные результаты позволяют уточнить состав категориального поля экспрессий, возникающих при переходе между базовыми эмоциональными выражениями лица, а также для соответствующих искусственных изображений, созданных при помощи компьютерного морфинга.

Выделены конфигуративные признаки, порождающие впечатления переживаемых эмоций при восприятии субъективно-нейтрального выражения лица. Экспериментально установлено, что расстояние между глазами действительно является одним из условий порождения оценок индуцированного горя и индуцированной радости, но это влияние носит не линейный характер. Показано, что восприятие экспрессий спокойного состояния лица человека системно детерминировано конфигуративными связями.

В рамках исследований восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по структуре и форме его лица разработан и апробирован новый исследовательский метод, позволяющий дать оценку «глубинным» (экзистенциальным) индивидуально-психологическим характеристикам человека по выражению его лица. Получены новые экспериментальные данные, раскрывающие природу межличностного восприятия. Показано, что наблюдатели способны адекватно оценивать «глубинные» индивидуально-психологические особенности незнакомого человека по выражению его лица. По фотоизображению лица человека верно оценивается около 28 % «глубинных» и до 41 % «поверхностных» личностных свойств. При оценке «глубинных» свойств человек опирается преимущественно на собственный коммуникативный опыт, при оценке «поверхностных» – на Я-концепцию. Одним из предикторов адекватного восприятия «глубинных» и «поверхностных» свойств человека является высокий уровень экзистенциальной наполненности наблюдателей.

В рамках изучения восприятия индивидуально-психологических особенностей представителей европеоидной и монголоидной расовых групп по изображению их лиц показано, что межличностное восприятие представителей своей собственной расовой группы более адекватно, нежели чем восприятие представителей оппонентной расовой группы. Увеличение времени восприятия натурщиков не ведет к линейному повышению адекватности оценок их индивидуально-психологических особенностей. Половая принадлежность воспринимаемого человека является значимым фактором при оценке его индивидуально-психологических особенностей.

В рамках изучения влияния модальности экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека показана зависимость указанных детерминант межличностного восприятия.

В рамках перцептивно-коммуникативного подхода выполнены эмпирические и экспериментальные исследования по выявлению субъективно значимых составляющих воспринимаемых человеком событий. Проведены экспериментальные исследования по сравнению акустических событий, различающихся способом кодирования записи, а также эксперименты по выявлению влияния процедуры вербализации звучаний на субъективную оценку их сходства. Определена роль вербального сравнения в формировании психического образа широкого класса зрительных и акустических объектов, в том числе в зависимости от типа контекста, в котором воспринимаются зрительные объекты. Показана специфика субъектно-ориентированного сравнения. Проведен анализ процедур использования вербальных данных для оценки воспринимаемого качества сложных событий. Адаптирован к задачам исследования системный метод анализа вербализаций, особенно в части построения вербальных портретов воспринимаемых испытуемыми объектов. На основании результатов анализа усовершенствована процедура эксперимента с целью минимизации влияния вербализации.

В ходе экспериментов получен ряд новых результатов, касающихся, в частности, связи между способом кодирования звука и субъективными показателями искусственности-естественности звучания, характером предпочтения и величиной субъективного различия сравниваемых звуков. Определены критерии выбора предпочтений. В исследовании сравнения в зависимости от контекста показано, что пара изображений в контексте очень похожих объектов воспринимается как значимо менее сходная, чем в окружении отличающихся по разным параметрам объектов. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных сформулирован общий вывод о свойствах современной акустической среды, опосредованной цифровыми технологиями. Показано, что такая среда обладает всеми признаками расширенной среды: распределение в пространстве и времени взаимодействующих участников формирования среды, незаметность для слушателя и непредсказуемость происходящих в акустической среде изменений. Процесс формирования акустической среды рассмотрен как процесс коммуникации воспринимаемого качества акустических событий, организованный между различными участниками индустрии звукопроизводства.

В рамках изучения понимания и эмоциональной оценки акустического события человеком выявлено, что при семантическом понимании звука возникает положительная эмоциональная оценка, а при семантическом непонимании звука отрицательная эмоциональная оценка. Но данная закономерность не распространяется на дифференциальные эмоции. В случае семантического понимания, когда источник звука опредмечен дифференциальная эмоциональная оценка зависит от опыта взаимодействия с источником звука. Отрицательный опыт взаимодействия с источником звука вызывает печаль, а положительный опыт взаимодействия радость.

В рамках изучения возрастной динамики окуломоторной активности в процессе чтения показано, что в процессе взросления происходит изменение основных параметров окуломоторной активности: уменьшается количество и продолжительность фиксаций, и наоборот, возрастает амплитуда саккадических движений глаз. Выявлены методические ограничения применения современных средств регистрации окуломоторной активности основанных на скоростной видеорегистрации движений глаз.

В рамках изучения особенностей формирования индивидуального опыта в различных условиях научения проведены модельные исследования поискового поведения в различных ситуациях взаимодействия агента и среды.

В рамках изучения психофизиологических механизмов категоризации и преднастройки созданы категориальные нормы семантических категорий по уровню доминирования, типичности, образности, субъективному возрасту приобретения слов для русского языка, позволяющие создавать экспериментальные процедуры соответствующие современному мировому уровню. Проведена валидизация этих показателей на экспериментальном материале. Показаны психолингвистические детерминанты времени категоризации. Изучены связи между различными психолингвистическими переменными. Созданы нормы по образности и степени знакомства для схематических черно-белых изображений из системы IPNP, используемой по всему миру. Исследованы мозговые механизмы семантической категоризации и запоминания, влияние эффекта конгруэнтности на успешность запоминания и узнавания слов.

В рамках изучения интермодальной общности ощущений на материале различных интермодальных сопоставлений показано, что при сопоставлении объектов разной модальности человек оперирует не их модально-специфическими характеристиками, а значениями этих объектов, то есть данное сопоставление осуществляется на амодальном уровне, который является исходным, базовым, наиболее ранним уровнем и связан с эмоциональным отражением.

В исследовании было экспериментально показано, что в основе субъективного сходства объектов разной модальности лежит семантическое сходство этих объектов на уровне эмоционально-оценочных свойств, что свидетельствует об их эмоциональном сходстве. Этот факт был получен при анализе качественно различных стимулов. Подобное сравнение подтвердило существование одного и того же механизма обобщения, что свидетельствует о его универсальности.

На семантическом уровне выделены интермодальные характеристики, имеющие эмоциональную основу и присущие всем ощущениям, - интенсивность и качество, которые связаны с возникновением субъективного ощущения сходства.

По результатам проведенных исследований подготовлены статьи в коллективную монографию «Современная экспериментальная психология», и тезисы докладов в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту».