Вся психология в одном университете

Госпрограмма "Доступная среда" на 2011-2015 годы

Название работы

Госпрограмма "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях (ДС-1)

Основные исполнители проекта

Дата начала работы

Дата окончания работы

Алехина С.В.

2011 год

2013 год

Аннотация

I этап

Курсы повышения квалификации для специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по вопросам формирования доступной среды для обучения детей с ОВЗ проводились по разработанной исполнителем программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях". Данная программа отвечала требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с приказом Минобразования России от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (для программ курсов краткосрочного повышения квалификации).

Организация работ по проведению курсов повышения квалификации в 2011 году осуществлялась на основании приказа ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова. (Приказ от 22.11.2011 г. № 06-2-04/15а).

Программа «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" была разработана на 108 часов и включала три 36 часовых учебных модуля: 1-й модуль реализовывался в заочной форме с использованием дистанционных технологий; 2-й модуль реализовывался в преимущественно дистанционной форме обучения с использованием веб-сайта; 3-й модуль реализовывался в формате лекционно-семинарских аудиторных занятий.

Программа состояла из трех модулей:

1-й модуль – базовый (36 часов), рассчитанный на следующие категории специалистов ПМПК и общеобразовательных учреждений:

  • руководители общеобразовательных учреждений;
  • руководители ПМПК;
  • учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, медицинские работники ПМПК
  • учителя-предметники, классные руководители, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных учреждений.

1-й модуль содержал следующие разделы:

  • нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • история развития интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России;
  • характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоциональной сферы, с соматическими заболеваниями и др.);
  • описание моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы, приемы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования (в том числе организация психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

2-й модуль – вариативный (36 часов), рассчитанный на следующие категории специалистов ПМПК:

  • руководители ПМПК;
  • учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, медицинские работники ПМПК.

2-й модуль содержал следующие разделы:

  • современные методики диагностики состояния психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • показатели «готовности» детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий к обучению в условиях интегрированного образования и критерии определения образовательного маршрута ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной картой реабилитации;
  • содержание, методы и приемы работы с родителями ребенка-инвалида;
  • организация и содержание консультационной работы специалистов ПМПК с педагогическими работниками и специалистами средних общеобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

3-й модуль – вариативный (36 часов), рассчитанный на следующие категории специалистов общеобразовательных учреждений:

  • руководители общеобразовательных учреждений;
  • учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных учреждений;
  • учителя-предметники, классные руководители, тьюторы общеобразовательных учреждений.

3-й модуль содержал следующие разделы:

  • организационные аспекты реализации индивидуальной программы реабилитации в части получения образования детьми-инвалидами, включая создание специальных условий в общеобразовательных учреждениях;
  • направления реализации индивидуальной программы реабилитации в части получения образования детьми-инвалидами в общеобразовательных учреждениях;
  • структура и содержание образовательной программы (основные компоненты школьной образовательной программы ребенка-инвалида, их соотношение в учебном процессе; общий с нормально развивающимися сверстниками «образовательный» компонент, реализуемый в особых условиях; специфический, коррекционный, компонент, обеспечивающий решение задач социальной адаптации ребенка; взаимосвязь компонентов содержания образования при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования);
  • специфика организации коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологии;
  • организация, содержание и критерии контроля за качеством образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Модули программы повышения квалификации предлагались для освоения как изолированно, так и в объединении: 1-й вариант объединения предполагает соединение базового и вариативного модулей программы повышения квалификации; 2-й вариант объединения предполагает соединение базового и инвариантного модулей.

Сроки прохождения очного модуля курсов повышения квалификации распределялись следующим образом: занятия по очной форме обучения (36 часов) проходили в городе Москве с 14 по 17 марта; в городе Великом Новгороде с 2 по 5 апреля; в городе Иркутске с 14 по 17 мая; в городе Хабаровске с 4 по 7 июня.

Курсы повышения квалификации проводились с 1 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года в дистанционном и очном режимах. Общее число слушателей составило 948 человек из 35 субъектов РФ. Общее число IP-адресов слушателей модульной программы повышения квалификации «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" составило 501 адрес.

Для разработки, осуществления и сопровождения обучающих занятий по программе "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" в 2011 году был привлечен профессорско-преподавательский состав из числа кандидатов, докторов наук Московского городского психолого-педагогического университета и других университетов г. Москвы: канд. психол. наук, доцент Алехина С.В., канд. пед. наук, доцент Кутепова Е.Н., канд. пед. наук Кулакова Е.В., канд. психол. наук Любимов М.Л., д-р. пед. наук, профессор Приходько О.Г., канд. психол. наук, доцент Семаго Н.Я., канд. психол. наук, доцент Семаго М.М., канд. пед. наук Дружиловская О.В., канд. пед. наук, профессор Грибова О.Е., канд. пед. наук, доцент Еремина А.А., д-р. пед. наук, профессор Екжанова Е.А. и др.

Обучение по базовому модулю (36 часов) программы проводилось в заочной форме с использованием дистанционных технологий. Для сопровождения обучения на курсах повышения квалификации разработан web-сайт. Cайт процесса обучения на курсах повышения квалификации http://edu-pmpk.ru разрабатывался также для обеспечения возможности выбора слушателями вариативного модуля обучения, создания индивидуальной образовательной траектории, в том числе, в рамках самостоятельной работы.

На сайте проекта http://edu-pmpk.ru была размещена учебная программа, комплект учебно-методических материалов курсов повышения квалификации, а также нормативные, методические, справочные и аналитические материалы по программе курсов. Функциональные возможности сайта http://edu-pmpk.ru, позволяли использовать его для подготовки слушателей к индивидуальным проектным заданиям и к проведению итогового тестирования.

В процессе работы слушателей на сайте сопровождения процесса обучения http://edu-pmpk.ru осуществлялась техническая поддержка, учебно-методическая поддержка, поддержка координатора и менеджера курса.

Организация изучения тем вариативного модуля (36 часов) предполагает преимущественно дистанционную форму обучения, с использованием веб-сайта сопровождения проекта.

Инвариантный модуль (36 часов) изучался на курсах повышения квалификации в формате лекционно-семинарских аудиторных занятий.

В целях проведения анализа эффективности курсов повышения квалификации по программе "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" было проведено итоговое тестирование слушателей для выявления уровня знаний, полученных слушателями в результате изучения научно-методических, учебно-методических материалов программы повышения квалификации.

По результатам выходного тестирования к окончанию срока обучения, 17 декабря, было получено 712 анкет слушателей, подготовлена аналитическая записка о проведении курсов повышения квалификации, включая рекомендации и замечания.

По оценке степени удовлетворённости курсом по 5-балльной шкале удовлетворения ожиданий от обучения по программе повышения квалификации слушатели продемонстрировали оценку курсов в среднем на 4,7 баллов.

Всем 903 слушателям, успешно прошедшим тестирование из 35 субъектов РФ, подготовлены и выданы удостоверения государственного образца о краткосрочном повышении квалификации на 72 часа. 

II этап

В целях выполнения проекта «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» исполнителем были проведены курсы повышения квалификации для специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по программе повышения квалификации "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях", которая отвечает требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с приказом Минобразования России от 18.06.1997 № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (для программ курсов краткосрочного повышения квалификации).

Программа повышения квалификации "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" согласована и утверждена Заказчиком 29 ноября 2011 года.

Организация работ по проведению курсов повышения квалификации в 2012 году осуществлялись на основании приказа ректора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) В.В. Рубцова.

В рамках реализации 2-го этапа проекта «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» исполнителем для сопровождения обучения слушателей курсов было обеспечено функционирование сайта проекта http://edu-pmpk.ru на основе модульной объектно-ориентированной учебной системы MOODLE (Modular Object Oriented Digital Learning Environment).

Для осуществления сопровождения обучающихся на сайте проекта http://edu-pmpk.ru был привлечен профессорско-преподавательский состав из числа кандидатов, докторов наук Московского городского психолого-педагогического университета и других университетов города Москвы: канд. психол. наук Алехина С.В., канд. пед. наук, доцент Кутепова Е.Н., канд. пед. наук Кулакова Е.В., канд. психол. наук Любимов М.Л., д-р. пед. наук, профессор Приходько О.Г., канд. психол. наук, доцент Семаго Н.Я., канд. психол. наук, доцент Семаго М.М., канд. пед. наук Дружиловская О.В., канд. пед. наук, профессор Грибова О.Е., канд. пед. наук, доцент Еремина А.А., д-р. пед. наук, профессор Екжанова Е.А. и др.

В процессе работы слушателей на сайте http://edu-pmpk.ru исполнителем осуществлялась техническая он-лайн поддержка администратора курса, учебно-методическая поддержка методиста курса, а также поддержка координатора и менеджера проекта.

Программа курсов повышения квалификации "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" была разработана на 108 часов обучения и состояла из трёх 36-ти часовых учебных модулей: 1-й модуль (базовый) реализовывался в заочной форме с использованием дистанционных технологий; 2-й модуль (вариативный) реализовывался преимущественно в дистанционной форме обучения с использованием веб-сайта http://edu-pmpk.ru; 3-й модуль (инвариантный) реализовывался в формате лекционно-семинарских аудиторных занятий.

Программа "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" на сайте проекта http://edu-pmpk.ru содержала также учебно-методический комплект (УМК), включающий тексты нормативных и учебно-программных документов, методические разработки, презентации, задания для самостоятельной работы, тестовый материал.

Структура программы была определена следующим образом.

1-й модуль – базовый (36 часов), рассчитанный на следующие категории специалистов ПМПК и общеобразовательных учреждений:

  • руководители общеобразовательных учреждений;
  • руководители ПМПК;
  • учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, медицинские работники ПМПК;
  • учителя-предметники, классные руководители, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных учреждений.

1-й – базовый модуль (36 часов) содержал следующие разделы: нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья; история развития интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России; характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоциональной сферы, с соматическими заболеваниями и др.); описание моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; методы, приемы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования (в том числе организация психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

2-й модуль – вариативный (36 часов), рассчитанный на следующие категории специалистов ПМПК: руководители ПМПК; учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, медицинские работники ПМПК.

Вариативный модуль содержал следующие разделы: современные методики диагностики состояния психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; показатели «готовности» детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий к обучению в условиях интегрированного образования и критерии определения образовательного маршрута ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной картой реабилитации; содержание, методы и приемы работы с родителями ребенка-инвалида; организация и содержание консультационной работы специалистов ПМПК с педагогическими работниками и специалистами средних общеобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

3-й модуль – инвариантный (36 часов), был рассчитан на следующие категории специалистов общеобразовательных учреждений: руководители общеобразовательных учреждений; учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных учреждений; учителя-предметники, классные руководители, тьюторы общеобразовательных учреждений.

Инвариантный модуль содержал следующие разделы: организационные аспекты реализации индивидуальной программы реабилитации в части получения образования детьми-инвалидами, включая создание специальных условий в общеобразовательных учреждениях; направления реализации индивидуальной программы реабилитации в части получения образования детьми-инвалидами в общеобразовательных учреждениях; структура и содержание образовательной программы (основные компоненты школьной образовательной программы ребенка-инвалида, их соотношение в учебном процессе; общий с нормально развивающимися сверстниками «образовательный» компонент, реализуемый в особых условиях; специфический, коррекционный, компонент, обеспечивающий решение задач социальной адаптации ребенка; взаимосвязь компонентов содержания образования при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования); специфика организации коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологии; организация, содержание и критерии контроля за качеством образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Модули программы повышения квалификации "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" предлагались слушателям для освоения как изолированно, так и в объединении следующим образом: 1-й вариант объединения предполагал соединение базового и вариативного модулей программы повышения квалификации, 2-й вариант объединения предполагал соединение вариативного и инвариантного модулей.

Организация обучение по базовому модулю (36 часов) программы проводилось в заочной форме с использованием дистанционных технологий. Cайт http://edu-pmpk.ru курсов повышения квалификации обеспечивал возможность выбора слушателями вариативного модуля обучения, определяя индивидуальные образовательные траектории, в том числе, в рамках самостоятельного работы.

Организация изучения тем вариативного модуля (36 часов) предполагает преимущественно дистанционную форму обучения с использованием веб-сайта сопровождения проекта.

Инвариантный модуль (36 часов) был доступен для изучения на курсах повышения квалификации в формате лекционно-семинарских аудиторных занятий по установленному заказчиком графику, а именно с 20 февраля по 15 июня 2012 года – для специалистов Северо-Западного, Северо-Кавказского (кроме Ставропольского края), Сибирского, Дальневосточного и Центрального федеральных округов; с 10 сентября по 25 ноября 2012 года – для специалистов Южного, Северо-Кавказского (Ставропольский край), Уральского и Приволжского федеральных округов.

В 2012 году на сайте проекта обучалось 1447 специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений. Все слушатели, вошедшие на сайт проекта http://edu-pmpk.ru в 2012 году, были разделены на две группы: в первую группу вошли руководители и специалисты образовательных учреждений (группы 1П_ 2012, 2П_ 2012), в другую – специалисты психолого-медико-педагогических комиссий (группы 1С_ 2012, 2С_ 2012).

С 20 февраля по 15 июня 2012 года курсы повышения квалификации проводились в дистанционном и очном режимах для руководителей, социальных педагогов, учителей-предметников, классных руководителей базовых учреждений преимущественно в дистанционной форме (72 часа); для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов базовых учреждений в дистанционной (36 часов) и очной (36 часов) формах.

В первом полугодии 2012 года сроки прохождения очного модуля курсов повышения квалификации были распределены следующим образом: занятия по очной форме обучения (36 часов) реализовывались в городе Москве с 14 по 17 марта; в городе Иркутске с 14 по 17 мая; в городе Хабаровске с 4 по 7 июня.

В процессе реализации проекта с 10 сентября по 25 ноября 2012 года курсы повышения квалификации проводились для руководителей, социальных педагогов, учителей-предметников, классных руководителей базовых учреждений преимущественно в дистанционной форме (72 часа); для специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов базовых учреждений в дистанционной (36 часов) и очной (36 часов) формах.

Во втором полугодии 2012 года сроки прохождения очного модуля курсов повышения квалификации были распределены следующми образом: занятия по очной форме обучения (36 часов) проходили с 17 по 20 сентября в городе Ростове-на-Дону; с 1 по 4 октября в городе Казани; с 15 по 18 октября в городе Самаре; с 29 октября по 1 ноября в городе Москве; с 6 ноября по 9 ноября в городе Чебоксары.

По итогам реализации 2 этапа исполнения Государственного контракта на выполнение работ(оказание услуг) № 06.Р 24.11.0074 от "01" декабря 2011 г.по проекту «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» на курсах повышения квалификации было обучено 1350 человек из 54 субъектов Российской Федерации. Общее число IP-адресов слушателей модульной программы повышения квалификации «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях" составило 1631 адрес.

В целях подведения итогов обучения слушателей 2012 года на курсах повышения квалификации по программе "Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях", используя функциональные возможности сайтаhttp://edu-pmpk.ru, исполнителем было проведено итоговое тестирование слушателей для выявления уровня знаний, полученных обучающимися в результате изучения научно-методических, учебно-методических материалов программы повышения квалификации. После проведения итогового тестирования к окончанию сроков обучения, 15 июня 2012 года и 25 ноября 2012 года, было получено 1350 анкет слушателей, на основании анализа которых исполнителем подготовлена аналитическая записка о проведении курсов повышения квалификации, включая рекомендации и замечания.

По оценке степени удовлетворённости курсом по 5-балльной шкале удовлетворения ожиданий от обучения по программе повышения квалификации слушатели определили оценку курсов в среднем на 4,9 баллов.

В результате исполнения проекта «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в рамках реализации программы повышения квалификации «Механизмыреализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в средних общеобразовательных учреждениях» (72 часа) в 2012 году было обучено 1350 человек из 54 субъектов Российской Федерации.

Источник финансирования

Вид работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Прикладная

Заказчик

Министерство образования и науки Российской Федерации. Госпрограмма "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях (ДС-1)Номер госконтракта: ГК № 06.Р24.11.0074 от 1 декабря 2011 года

Госшифр

Госконтракт

 

№ 06.Р24.11.0074 от 1 декабря 2011 года

Итоги проекта: 2011-2012 год

  1. В результате проведения мероприятий по исполнению 1 этапа Государственного контракта на выполнение работ № 06.Р 24. 11.0074 от " 01" декабря 2011 г. по проекту «Проведение обучающих мероприятий для специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий, общеобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в рамках реализации программы повышения квалификации «Механизмыреализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в средних общеобразовательных учреждениях» (72 часа) в 2011 году было обучено 903 человека из 35 субъектов Российской Федерации.
  2. В результате исполнения 2 этапа Государственного контракта на выполнение работ№ 06.Р 24.11.0074 от "01" декабря 2011 г.по проекту «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в рамках реализации программы повышения квалификации «Механизмыреализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в средних общеобразовательных учреждениях» (72 часа) в 2012 году было обучено 1350 человек из 54 субъектов Российской Федерации.
  3. Таким образом, за 2011 и 2012 году по исполнению 1 и 2 этапов Государственного контракта на выполнение работ № 06.Р 24. 11.0074 от " 01" декабря 2011 г. по проекту «Проведение обучающих мероприятий для специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий, общеобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в рамках реализации программы повышения квалификации «Механизмыреализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в средних общеобразовательных учреждениях» всего было обучено 2253 слушателя из различных регионов Российской Федерации.