«Разработка и апробация программ для повышения квалификации руководителей и специалистов ППМС-центров по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним» (02.08-004-п-Ф-244)
Название работы |
||||
ФЦП Развития образования на 2011-2015 гг. Открытый конкурс на право заключить Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация программ для повышения квалификации руководителей и специалистов ППМС-центров по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним» (02.08-004-п-Ф-244) |
||||
Основные исполнители проекта |
Дата начала работы |
Дата окончания работы |
||
Мелентьева О.С. |
2011 год |
2013 год |
||
Аннотация |
||||
I этап Обоснование актуальности выполнения проекта: политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах и определяющая развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяет доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами. Реализация этих приоритетных направлений связана с такими понятиями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие, что невозможно обеспечить в полной мере без учета их психологической составляющей. Задачи психологического обеспечения системы образования могут успешно решаться благодаря таким ресурсам, как: − уровень развития отечественной психологической науки; − система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и других специалистов системы образования; − кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным в настоящее время в системе образования России работает около 64 тысяч педагогов-психологов (в 2003 г. – 65 тысяч), более 60% из которых имеют вторую и высшую квалификационные категории); − материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях общего образования и психологов в учреждениях профессионального образования; − наличие современного программно-методического и информационного обеспечения деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях общего образования и психологов в учреждениях профессионального образования; − система управления региональными и муниципальными Службами; − наличие региональных программ развития Службы и т.д. В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском и Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы как в условиях города, так и в сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона. Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Вместе с тем, важно отметить ряд тенденций, которые негативно влияют на эффективность психологического обеспечения образования, снижая доступность и качество психолого-педагогических и медико-социальных услуг. Так, в ряде регионов отмечено недостаточное финансирование материально-технической базы ППМС-центров и их учебно-методического обеспечения. В условиях перехода на нормативное подушевое финансирование сокращается сеть ППМС-центров, ставки педагогов-психологов и социальных педагогов общеобразовательных учреждений выводятся за штатное расписание. Отсутствие утвержденных критериев оценки их деятельности существенно усложняет процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Дальнейшее развитие Службы практической психологии образования осуществляется с учетом приоритетной задачи социально-экономического развития Российской Федерации, которая определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве одной из четырех приоритетных задач в контексте развития человеческого потенциала – модернизации институтов образования как инструментов социального развития системы образования. По официальной статистике в России существует проблема дефицита управленческих кадров необходимой квалификации, особенно сложная ситуация в ППМС-центрах, так как данные организации имеют свою специфику деятельности. В сложившихся условиях главной целью проекта является повышение квалификации руководящих работников образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кроме того, необходимо привести нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ППМС-центров; разработать типовую форму отчетности, что позволит оценивать эффективность деятельности Службы; разработать развивающие, коррекционные, просветительские психолого-педагогические программы для использования их в образовательных учреждениях. II этап Модульная программа повышения квалификации для руководителей и специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центов разработаны в рамках выполнения Государственного контракта от 25 октября 2011 г. № 06.Р20.12.0049 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация программ для повышения квалификации руководителей и специалистов ППМС-центров по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним», в рамках подмероприятия 2.8. «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей», мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. В предлагаемом курсе рассматриваются основные проблемы, связанные с модернизацией и эффективной организацией деятельности образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, обсуждаются научные и технологические ресурсы обеспечения работы специалистов указанных учреждений. Курс предполагает лекционные и практические занятия, психологические тренинги и мастер-классы, а также самостоятельную работу в форме научно-практических и социальных проектов и их защитой на итоговой конференции слушателей. Организация работы допускает как контактные, так и дистанционные формы обучения, при этом возможно одновременное освоение всех модулей или их последовательное прохождение с последующим зачетом и завершающим квалификационным мероприятием. Особенность курса – проведение занятий непосредственно в ППМС-центрах в различных регионах РФ (Центральный, Сибирский, Уральский, Южный федеральные округа), для непосредственного погружении в проблематику, и ознакомление с построением работы организаций на местах. Так же активно использовались интернет технологии. Все слушатели имели возможность выйти на сайт и в блоке «курсы повышения квалификации» скачать все информационные материалы, презентации и документы. Цель курса – сформировать представление о природе, сущности и типологии организации деятельности руководителей ППМС-центров как образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, приемах и технологиях использования психолого-педагогических и управленческих знаний как личностного ресурса управленческого воздействия, практическая цель курса состоит в освоении технологии и способов эффективной организации деятельности центров в условиях модернизации российского образования. Программа курса акцентирует внимание на тех факторах-обстоятельствах, которые обуславливают необходимость изменений образовательного пространства и определяют основные направления психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса. И здесь речь идет об изменениях, происходящих в общественной жизни страны; в стиле жизни значительной части общества; в изменении современной ситуации на рынке труда и конкурсной системы подбора персонала. Цель модульного курса – обеспечить отвечающую запросам времени подготовку высшего звена управления ППМС-центров как высококвалифицированных специалистов, обладающих базовыми знаниями в области практической психологии образования, психологии и практики управлении, профессионально владеющих технологиями работы практического психолога образования в комплексе с другими смежными специалистами, познакомить с социальными и психологическими особенностями социального пространства, сформировать навыки построения эффективных технологий и моделей реализации функций руководителей в области практической психологии образования. Значимыми стратегическими задачами курса является формирование необходимых профессиональных и управленческих компетенций, позволяющих организовать работу персонала ППМС-центров в условиях модернизации системы российского образования, а также выстроить стратегии развития образовательного учреждения в условиях государственного задания. Курс основан на материалах отечественных и зарубежных исследований и представляет собой изложение теоретического, прикладного и практического знания, имеющего межотраслевой характер, и в связи с этим содержание курса логически связано с социальной психологией, экономикой труда, организационной психологией, наукой менеджмента, социологией и другими научными дисциплинами. В ходе изучения курса в систему психологических представлений слушателей вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий. Поставленные перед курсом стратегические задачи и его содержание определяют методы и формы обучения: наряду с лекционной формой проведения занятий, достаточно широко (свыше половины общей нагрузки) применяются практические занятия, ролевые и психотехнические игры, тесты, видео–тренинги. На практических занятиях углубляются теоретические знания, анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области современной психологии образования и развивающейся нормативной базой работы практического психолога, разработанные и опубликованные за последние годы. Рассматриваются инструменты и технологии практической работы; анализируются технологии работы с клиентами и персоналом; психологические механизмы и стратегии формирования управленческих решений. Наряду с этим в курсе раскрываются основные принципы и нормы, регламентирующие поведение человека в общей структуре образовательного пространства; рассматривается содержание принципов организации деятельности ОУ в современных условиях, в частности, в задачи курса входит освоение приемов работы в условиях новых образовательных стандартов и с разными контингентами обучающихся. В контексте курса подробно анализируются различные элементы, из которых складывается эффективная работа менеджера образования – окружение, социальное и материальное положение, психологические и управленческие качества личности и т.д. Важным направлением курса (наряду с формированием у слушателей системы представлений, позволяющей анализировать теории и практику эффективного управления в процессе осуществления профессиональной деятельности), является ознакомление слушателей с основами психологии и науки управления; формирование представлений об основных направлениях модернизации системы образования России в ее национальном и региональном аспектах. Приоритетное значение придается практическим упражнениям, которые направлены на формирование профессиональной и управленческой компетентности в решении практических задач. Содержание программного материала, освоение технологий практической работы в сфере психологии образования способствует формированию у слушателей психологической культуры личности, освоению навыков поведения в современной профессиональной среде, раскрытию внутреннего творческого потенциала, а также содействует развитию личности. Учебный курс дает возможность овладеть методами сбора психологической информации, приемами профессиональной коммуникации; принятия эффективных решений. |
||||
Источник финансирования |
Вид работы |
|||
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Прикладная |
|||
Заказчик |
||||
Министерство образования и науки Российской Федерации. |
||||
Госшифр |
Госконтракт |
|||
02.08-004-п-Ф-244 |
№ 06.Р20.12.0049 от 25 октября 2011 года |
|||
Итоги проекта: 2011-2012 год |
||||
2011 год Представлен аналитический отчет об актуальном состоянии нормативно-правовой, организационно-управленческой и методической базы функционирования всех существующих видов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Разработаны четыре инновационных модели организации образовательного процесса по программам общего и дополнительного образования с учетом специфики деятельности в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Разработаны две современные модели организации дополнительных образовательных услуг на базе ППМС-центров. Подготовлены и согласованы типовые формы статистической отчетности для ППМС-центров. Разработаны методические рекомендации для ППМС-центров, включающих, в том числе, рекомендации: - по организации образовательного процесса по программам общего и дополнительного образования, по совершенствованию психолого-диагностического обеспечения коррекции поведения, развития личности и воспитания детей; - по оказанию дополнительных образовательных услуг; - по заполнению существующих форм статистической отчетности для образовательных учреждений. Разработана модульная программа повышения квалификации для руководителей ППМС-центров на общее количество часов -364 часа и методические рекомендаций по ее реализации. Проведены курсов повышения квалификации с участием не менее 309 руководителей и специалистов ППМС-центров из 8-ми федеральных округов РФ Проведен Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Проведен Всероссийский семинар - мастерская по итогам Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Издан сборник программ – победителей с СД-диском Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Проведен Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России -2011». 2012 год Разработана модульная программа повышения квалификации для руководителей ППМС-центров на общее количество часов 72 часа и методические рекомендаций по ее реализации. Проведены курсов повышения квалификации с участием не менее 444 руководителей и специалистов ППМС-центров из 8-ми федеральных округов РФ Проведен Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Проведен Всероссийский семинар - мастерская по итогам Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Издан сборник программ – победителей с СД-диском Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Проведен Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России -2012». |