Вся психология в одном университете

Родной материал: игрушки хотят признать товаром первой необходимости

СМИ о нас

Родной материал: игрушки хотят признать товаром первой необходимости

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Игрушки могут стать товаром первой необходимости. С такой инициативой выступили сенаторы, чтобы помочь российским производителям увеличить свою долю на рынке. Его объем в 2021 году, несмотря на пандемию, вырос на 5%. На отечественные компании, по оценкам экспертов, приходится всего четверть рынка. Как они выдерживают конкуренцию с глобальными гигантами, чем «социальный» рубль поможет новым игрушкам и почему популярные конструкторы не могут заменить карточки со сказкой про репку, читайте в материале «Известий».

Игрушка выполняет целый ряд функций. В первую очередь это предмет социализации, предмет, обеспечивающий вхождение ребенка в культуру, объясняет cтарший научный сотрудник сектора «Центр психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки» Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Екатерина Клопотова. «Одна из ее функций — передача ценностей и смыслов существующих в обществе. Это очень важно и особенно актуально сейчас, когда существует большое число производителей игрушек, преимущественно зарубежных», — отмечает она.

Чтобы ребенок получил тот же бэкграунд, что его родители, бабушки и дедушки, чтобы он находился в общем смысловом поле, важно удержать специфику культурного контекста.

Исследование 2012 года показало, что у среднестатистического московского ребенка пяти лет в комнате находится в среднем 400 игрушек. При этом он удерживает в поле зрения, а соответственно, играет примерно с 20 игрушками.

— Если брать такие игрушки, как, например, конструкторы, машинки, мячики, они довольно универсальны. Но предметы для игр, в которых ребенок моделирует ситуации из жизни, передает отношения — различные куклы, мягкие игрушки, наборы для воспроизведения сказок и т.д. — нет. Они всегда привязаны к контексту той культуры, в которой находится ребенок., — отмечает специалист в беседе с «Известиями».

В сюжетах игр ребенок проигрывает то содержание, те способы поведения и формы общения, которые его окружают, которые заложены в культуре, в которой он живет. В этот сюжет могут включаться близкие взрослые, погруженные в тот же контекст, добавляет она. Важный момент касается и визуального ряда: мимика, выражения лица тоже несут для ребенка смысловую нагрузку, а в культурах они неодинаковы.

— Важно, чтобы превалировали те игрушки, которые транслируют для детей ценности культуры, в которой они находится, — говорит Екатерина Клопотова. — Однако это не значит, что популярные игрушки от западных производителей плохие и чем-то хуже: с их помощью дети решают другие задачи развития.

Во время психологической экспертизы специалисты могут оценить развивающий потенциал игрушки и ее соответствие возрасту, но эстетический контекст сложно поддается оценке из-за многоплановости.

В России на сегодняшний день широко не представлена психологическая экспертиза игрушек, а она нужна. Правда, носить должна рекомендательный характер, добавляет старший научный сотрудник Центра игры и игрушки МГППУ: «В основном родители покупают ребенку игрушку, чтобы он получил пользу из игры. При этом опросы показывают, что реальный выбор они делают исходя из желания ребенка и собственного любопытства».

Читать статью полностью на сайте "Известия"

Источники: Факультет "Психология образования" Центр междисциплинарных исследований современного детства