Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников обсудили вопросы сотрудничества

Анонс

Федеральные центры  научно-методического сопровождения педагогических работников обсудили вопросы сотрудничества  по направлению деятельности

Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников были образованы в системе образования в конце декабря 2021 года. Созданию Центров предшествовал конкурсный отбор вузов, который проводило Министерство просвещения Российской Федерации. По итогам конкурса в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Центры созданы на базе двадцати одного вуза. 

Программа деятельности Центров по направлению “Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования” реализуется на базе пяти педагогических вузов: Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ), Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ).

Первая рабочая встреча представителей вузов, посвященная обсуждению вопросов взаимодействия в решении задач развития психолого-педагогических инструментов инклюзивного образования, прошла в онлайн-формате 12 апреля.

Участники встречи констатировали, что важными и интересными задачами взаимодействия являются обмен информацией, материалами, составление общих форматов исследований, тиражирование и масштабирование лучших практик, которые есть у вузов, и приняли решение подготовить предложение по заключению договоров о сотрудничестве и организации информационной и программной поддержки проводимых мероприятий по вопросам инклюзии в образовании.

Видеозапись мероприятия.

Встречей руководила проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Владимировна Алехина. Модератор совещания - Леонова Олеся Игоревна, руководитель Федерального Центра на базе МГППУ.

В рамках совещания участники представили ключевые задачи работы, коллективы, которые будут вести эту работу на системной основе, рассказали о федеральных и региональных проектах, посвященных вопросам инклюзии в образовании.

Проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию УрГПУ Бывшева Марина Валерьевна рассказала о проектных группах, занимающихся вопросами инклюзивности в поликультурной среде, и развитии структуры и функций  Федерального центра на базе УрГПУ (директор - Кругликова Галина Александровна). В частности, в работе Федерального центра рассматривается сетевой распределенный формат, деятельность проектных групп, интегрирующих разные знания. Ресурсно эту деятельность будут обеспечивать несколько подразделений -  институт специального образования и  проектные группы по линии поликультурного образования (Институт психологии и педагогики детства и Институт общественных наук). Марина Валерьевна отметила: «В  Екатеринбурге достаточно ярко представлена поликультурная составляющая, есть одна особенность – это концентрация муниципалитетов, проблемы жителей, которые говорят на разных языках, и принесли в нашу среду разные культуры. И второй вопрос, который мы также сконцентрировали и магистрально поставили - это вопрос, который связан с историческими достижениями в области дефектологии, логопедии, обучения, воспитания, образования лиц, которые имеют проблемы в развитии».

Руководитель Федерального центра на базе МПГУ Чертов Виктор Федорович, заведующий кафедрой Института филологии подчеркнул, что три направления деятельности Федерального центра на базе МПГУ («Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования», «Научно-методическое сопровождение содержания и методик общего образования», «Научно-методическое сопровождение воспитания в структуре экосистемы подготовки педагога») будут неразрывно связаны. «Сопровождение таких методик в образовании  и сопровождение воспитания невозможно без того, о чем сегодня мы будем говорить. Поэтому мы тоже предполагаем очень широкое толкование направления нашей деятельности». Виктор Федорович отметил, что при участии Федерального центра будет выполняться задача возрождения целевой аспирантуры, и эта работа будет связана с анализом того, что сейчас происходит в подготовке кадров самой высокой квалификации: «Мы понимаем, что для регионов такая поддержка – это именно научно-методическая поддержка и научно-методическое сопровождение». 

В рамках встречи от МПГУ присутствовали коллеги, представляющие Институт детства и Институт педагогики и психологии (Елена Игоревна Адамян и Елена Борисовна Колосова). Елена Игоревна прокомментировала  важность задач, связанных с госпитальной педагогикой, поддержкой детей, находящихся на длительном лечении, их обучением и поддержкой. 

Директор Федерального центра ВГСПУ Николаева Марина Владимировна рассказала, что в рамках Федерального центра на основе сетевого взаимодействия планируется создание образовательных, научных, методических разработок, востребованных в системе образования страны. «Мы делаем акцент на отработку различных моделей сопровождения педагогов, логопедов, дефектологов и, конечно, не забываем, что мы педагогический университет, и большое внимание уделяем подготовке будущих специалистов и отрабатываем разные образовательные технологии тоже в рамках информационно-образовательной среды. Интерес лично мой и моей команды, который мы нашли, - это изучение стартовых возможностей первоклассников, выявление возможных трудностей, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, сейчас новые ФГОСы вводятся».

К работе по направлению «Психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования» в ВГСПУ будет привлечена кафедры Специальной педагогики и психологии, деятельность которой в рамках встречи приставили Татьяна Андреевна Бондаренко  и Елена Михайловна Сафронова

Елена Михайловна продемонстрировала перечень мероприятий, проводимых на базе  ВГСПУ по проблеме воспитания в инклюзивной школе. «Мы задумывали постоянно действующий методологический семинар для педагогов-дефектологов, для практиков и для предметников инклюзивной школы. Смысл – учить практиков представлять результаты своих научных исследований. Мы предполагали в 23-м году провести конкурс методических разработок на тему «Воспитательный ресурс инклюзивной школы».

Татьяна Андреевна привела пример реализации коллективом кафедры Специальной педагогики и психологии в рамках программ специалитета дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», и инклюзивной практики -  в рамках  программ подготовки бакалавров. «В этом году это наш первый опыт, мы стараемся все активно реализовать, надеюсь на сотрудничество с Федеральными центрами».

От ТГПУ на совещании выступила декан факультета Психологии и специального образования Караулова Ольга Викторовна: «Первое направление деятельности – это прикладные исследования. Мы сейчас наблюдаем в нашем регионе увеличение количества обращений в ПМПК родителей обучающихся четвертых классов, когда ребенок не справляется с программой. И сейчас мы  запланировали проведение исследований с дошкольниками, с первоклассниками, - тех детей, которые в  дальнейшем, возможно, будут испытывать трудности в освоении образовательной программы, -  чтобы не запускать это до четвертого класса, до восьмого-девятого, когда становится очевидно, что ребенок не сможет сдать ВПР. То есть необходима системная работа по раннему выявлению трудностей и оказанию психолого-педагогической помощи в освоении материала образовательных программ. Второе направление – это работа с учителями по методикам специального обучения и развития детей, которые испытывают трудности - как работать с детьми, проектировать программы, оформлять документацию». Инклюзивной тематикой занимается факультет Психологии специального образования, Центр квазиинклюзивной деятельности.

Куровская Лариса Валерьевна, директор Федерального центра на базе ТГПУ рассказала о работе парка инновационных образовательных практик, включающего научно-исследовательские лаборатории психолого-педагогического направления, в том числе лабораторию инклюзивного образования. «В рамках этого парка у нас есть связка лабораторий с экспериментальными площадками на базе образовательных организаций, где осуществляется анализ наработанных практик. Потом этот опыт передается непосредственно при обучении будущих педагогов. Также есть стажировочные площадки, где студенты могут закрепить на практике теорию, полученную в рамках обучения».

Светлана Владимировна Алехина рассказала о деятельности МГППУ как федерального оператора педагогических вузов в части инклюзивного образования в высшей школе, о задачах Федерального ресурсного центра,  который отвечает за образование и комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, а также о работе Института проблем инклюзивного образования. Кроме структурных ресурсов МГППУ выполняет некоторые федеральные задачи - проведение Всероссийского конкурса “Лучшие инклюзивные школы”. «Весной проходят региональные конкурсы, которые работают с образовательными организациями, с детскими садами и школами, оценивают инклюзию в этих детских садах и школах. Было бы очень правильно, если бы мы с вами как эксперты принимали участие в этой работе». 

Вторая задача, в решении которой важно участие Федеральных центров, о которой сказала Светлана Владимировна, - выполнение поручения Президента Российской Федерации по разработке требований и показателей деятельности образовательных организаций в целях обеспечения инклюзивного образования. «Вот генеральная линия вопроса со стороны Правительства РФ и Президента РФ к актуальной точке развития инклюзивного процесса. Другими словами задает нам вопрос Александра Юрьевна Левицкая,  - какая образовательная организация сегодня может называться инклюзивной, и чем эта инклюзивная образовательная организация отличается от другой образовательной организации на той же  территории».

Светлана Владимировна пригласила участников встречи принять участие в мероприятиях федерального уровня:

  • кластер «Инклюзия» в рамках ММСО 28-29 апреля 2022;
  • проект вуза в рамках Федеральной инновационной площадки;
  • экспертное участие в апробации программы федерального мониторинга инклюзивной образовательной среды;
  • обучение на эксперта и участие в федеральной экспертизе в отношении инклюзивной образовательной среды.

Все участники совещания поблагодарили МГППУ за инициативу собраться и вступить в диалог и сотрудничество.

Источник: Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников