Вся психология в одном университете

Наука в эвакуации - Самарканд

Новость

Наука в эвакуации - Самарканд

Самарканд во время войны 1941-45 гг..

Сегодня мы публикуем новый материал в рамках акции #Научный полк, подготовленный факультетом «Психология образования» МГППУ. Как было устроено организационно-структурное развитие отечественной  психологии в годы ВОВ?

Необходимость сворачивания в первый год войны деятельности научных и учебно-образовательных центров привела к их повсеместной эвакуации в тыловые районы.

В конце 1941 года Ленинградский институт мозга им. В.М. Бехтерева и его отдел психологии был эвакуирован в город Самарканд.

Там психологи вели работу в тыловых госпиталях по диагностике и восстановлению функций раненых и контуженых бойцов. Нарушения зрения, слуха, памяти и мышления исследовались, дифференцировались, и создавались методики восстановления и компенсации утраченных функций, что отражено в ряде работ, опубликованных как в медицинских изданиях, так и в трудах Ленинградского института мозга им. В.М. Бехтерева. Эту работу проводили 3.М. Беркенблит, А.И. Зотов, Р.А.Каничева, В.И. Кауфман, С.Е. Драпкина, В.Н. Осипова и др.

Сегодня эти фамилии звучат не так часто, не обо всех этих ученых мы знаем, хотя их вклад в науку ничуть не меньше, чем вклад их прославленных коллег. Мы хотим это исправить.

Итак, расскажем немного о службе одного из вышеперечисленных психологов в эвакуации в Самарканде. Кауфман Владимир Илларионович, психолог, исследователь, музыковед, педагог в начале войны в 1941 ушел добровольцем во 2-й Петроградский гвардейский дивизион, где служил старшиной-писарем. Был признан негодным по состоянию здоровья и эвакуирован в Самарканд с Институтом мозга, где возглавил в отделении психологии лабораторию слуховых восприятий и представлений. В связи с перестройкой научно-исследовательской деятельности на военную тематику он стал разрабатывать проблемы восстановления слуха, которые изучал, работая одновременно в клинике ЛОР ВМА (на кафедре академика В. И. Воячека).

В Самарканде возобновил начатые ранее исследование по музыковедению, был избран в члены Союза композиторов Узбекской ССР, где руководил секцией музыковедения (Подробнее биографию можно прочитать здесь).

Осенью 1944 Владимир Илларионович вернулся в Ленинград с Институтом мозга, в котором проработал до ликвидации отделения психологии в 1948.

Позже он возобновил свое сотрудничество с клиникой ЛОР ВМА. Одновременно, по договору, в течение 2 лет работал в НИИ театра и музыки, подготовил несколько докладов и статей. Он читал в Консерватории курс педагогики и психологии музыки, для которого составил программу самостоятельно. 24 ноября 1945 г. он был утвержден ВАКом в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «психология». В те непростые годы Владимир Илларионович совмещал труд в области психологии с тем, что всегда его притягивало – музыкой. Несмотря на трудности, он не отступился от своих интересов, не бросил любимое дело. Такими были наши психологи и педагоги!

Подробнее о психологах в эвакуации читайте в материалах издания «Психологический журнал». 1985, 6, опубликованном по ссылке

 

Источник: Факультет "Психология образования"