Эксперты МГППУ о юридической психологии детства: приглашаем на обучение в магистратуру

Приемка 2022

ЮП детства

Ребенок родился… Впереди у него масса возможностей. Кем он станет, каким будет его жизненный путь? Во многом это зависит от тех, кто его окружает, от государства, в котором он появился на свет, от того, какие права ему дает общество, как защищает от опасностей и неудач, чему учит, а что запрещает.

Изначально он уже имеет важные права: право на жизнь, на имя, на воспитание в семье. С возрастом диапазон прав расширяется, а с увеличением возможностей возникает и повышается ответственность за свои действия. Взрослея ребенок проходит разные стадии становления, он постоянно находится в развивающемся правовом поле и попадет в различные юридически значимые ситуации.

Современное детство разворачивается в стремительно меняющемся мире. По образному выражению ученых, дети становятся «аборигенами цифрового мира», в то время как взрослые в нем, скорее, «пришельцы» из другой эпохи. Огромные возможности и перспективы, которые дает детям цифровая среда, связаны с новыми способами получения информации, общения, с освоением новых технологий и профессий. Однако они сочетаются с новыми рисками и угрозами, которые порой трудно распознать.

Немало проблем для ребенка таит в себе и современная офлайн-среда, подверженная опасностям пандемии, агрессии, эксплуатации. На страже интересов ребенка стоит семья, но и она порой оказывается небезопасным местом в силу неумения взрослых справиться с трудностями воспитания детей и организации собственной жизни. В подобных случаях на помощь приходят профессионалы, в частности, юридические психологи, задача которых – помочь детям, подросткам и их семьям в соблюдении их прав.

Деятельность юридических психологов детства можно проиллюстрировать с помощью компетенций, которые они получают при обучении по специально разработанной программе магистратуры «Юридическая психология детства: экспертиза, сопровождение, профилактика» факультета Юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ.

Юридический психолог, работающий с детьми, чаще всего имеет дело с двумя категориями несовершеннолетних: теми, кто сами нарушают правила и социальные нормы, в том числе правовые, и теми, в отношении которых эти нормы были нарушены, пострадавшими от жестокого обращения и преступлений. Нередко, однако, бывает, что это одни и те же дети. Для профессионала важно применить специальные психологические знания для того, чтобы предотвратить дальнейшее развитие девиантного поведения ребенка, с одной стороны, и подверженность насилию, с другой. Ключевым словом в такой работе является «профилактика». Что должен знать и уметь для этого юридический психолог?

Необходима глубокая ориентация в проблематике девиантного поведения детей и подростков, его истоков и факторов, механизмов формирования аномалий личности подростков с девиантным поведением. Важно также понимать специфику отклоняющегося онлайн-поведения детей, подростков и молодых взрослых в сети Интернет, в социальных сетях.

Работа психолога начинается с психологической диагностики, которая помогает понять проблемы ребенка и наметить конкретные мишени практического вмешательства. Особое внимание уделяется навыкам психодиагностической работы, а также оценки риска девиантного и криминального поведения подростка с помощью специально разработанных методик.

Разумеется, продуктивная работа юридического психолога детства невозможна без хорошего владения методами коррекционной и профилактической работы. Выпускники магистратуры умеют не только использовать имеющиеся программы с доказанной эффективностью, но и разрабатывать новые технологии групповой развивающей, психокоррекционной и консультативной работы, профилактики противоправного поведения и реабилитации несовершеннолетних и молодых взрослых с отклоняющимся поведением. Такие технологии рассчитаны как на подростков группы риска, так и на несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния.

Аналогичным образом юридический психолог должен хорошо знать особенности и последствия различных видов жестокого обращения с детьми, а также методы работы с психической травмой. Здесь также важно владение широким спектром методов психодиагностики с учетом возрастных особенностей детей, а также технологиями работы с семьей пострадавшего от насилия ребенка.

Однако профилактика является не единственным направлением профессиональной деятельности юридического психолога детства. Вторая сфера его работы – сопровождение детей и подростков в судебно-следственной ситуации. Прежде всего, это очень важно для младших детей, потерпевших от криминального насилия, которые также выступают в качестве свидетелей. Получение от них точной и надежной информации во время допроса или других следственных действий часто бывает критически важным для расследования уголовного дела и наказания виновного. Роль психолога в этом случае заключается в соблюдении интересов пострадавшего ребенка, создании для него комфортной обстановки, построении контакта с ним, с одной стороны, и консультировании следователя о том, каким образом лучше построить опрос и получить максимум сведений, с другой стороны. Технологии опроса детей – необходимый практический навык, который юридический психолог получает в нашей магистратуре.

Третье направление работы – судебная психологическая и психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. В рамках уголовного процесса это экспертиза обвиняемых, свидетелей и потерпевших, гражданского процесса – детей и их семей по делам о спорах о детях при разводе родителей.

Экспертиза – особая психологическая практика, имеющая свою методологию и методы и требующая тонкой кропотливой работы. Судебная экспертиза несовершеннолетних считается одним из наиболее сложных видов экспертных исследований, так как должна учитывать возрастные нормативы детского и подросткового возраста и оценивать отклонения от них. Этому направлению деятельности юридического психолога в магистратуре посвящена специальная дисциплина, в рамках которой студенты не только знакомятся с теоретическими аспектами экспертной деятельности, но и вырабатывают навыки написания экспертных заключения и ответов на вопросы суда.

Важнейший компонент обучения в магистратуре - практика. За 2 года обучения магистранты погружаются в 7 видов учебной практики: психодиагностическую, психолого-педагогическую (тренинговую), консультативную, клинико-диагностическую, психокоррекционную, научно-исследовательскую, преддипломную. Такая организация учебного процесса позволяет подготовить специалистов в области юридической психологии, готовых справиться с самыми нестандартными задачами ради полноценного развития и благополучия детей и подростков.

Если вы хотите войти в сообщество юридических психологов и стать компетентным профессионалом, способным творчески решать разнообразные сложные проблемы, с которыми сталкиваются дети, подростки и их родители в юридически значимых ситуациях, то магистерская программа «Юридическая психология детства: экспертиза, сопровождение, профилактика» факультета «Юридическая психология» МГППУ будет для вас правильным выбором.

Авторы - преподаватели кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ: Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор; Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент; Делибалт Варвара Васильевна, доцент.

 

Источник: Факультет "Юридическая психология"