Психолог рассказала, как эффективно бороться с прокрастинацией в период подготовки к ЕГЭ
СМИ о нас
ФОТО: day-inews.ru
Для эффективной подготовки к экзаменам и борьбы с прокрастинацией следует составить список дел с конкретными задачами и поощрять себя за выполненные пункты из списка. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила кандидат психологических наук, клинический психолог, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.
Как объяснила специалист, в психологии прокрастинация – это склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, которая впоследствии приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
«Один из способов борьбы с прокрастинацией заключается в составлении списка дел, дела в котором распределены в зависимости от сроков выполнения. Записанные задачи должны состоять из конкретных дел (например, не просто «сделать отчет», а «скачать таблицы, найти информацию» и тому подобное) – так неопределенные, размытые, и поэтому пугающие задачи превращаются в простые и конкретные действия. Попробуйте найти мотивацию для выполнения дела – подумайте о том, какие результаты вам принесет успешное завершение дела, о том, сколько освободится времени и как улучшится ваше настроение. Поэтому в плане оставляйте пометки – что уже пройдено и каких результатов вы достигли – это очень мотивирует – видеть итоги своих трудов. Поощряйте себя за завершенные дела какими-нибудь приятными мелочами», – сказала Кочетова.
По словам собеседницы агентства, среди техник мотивации очень хорошо работает самоанализ. «Часто можно будет обнаружить таким образом причину падения мотивации – от непонимания того, зачем вообще нужны экзамены, до страха провалить его и получить наказание», – пояснила эксперт.
В случае падения мотивации, отмечает специалист, на помощь школьнику должны прийти родители: им следует сохранять спокойствие и не напоминать ребенку о сложности и важности предстоящих экзаменов – это не повысит мотивацию, а лишь создаст эмоциональные барьеры.
«В беседе с ребенком необходимо вернуть его из области тревожащих мыслей и идей в состояние «здесь и сейчас», максимально конкретизировать, «сузить» его страхи и спросить: что именно ты сейчас чувствуешь? Что именно может случиться? На какие именно вопросы ты боишься не ответить? Как можно улучшить ситуацию прямо сейчас, прямо в этот момент? Главное, мотивировать ребенка предпринять какие-то действия безотлагательно», – добавила Кочетова.
Кроме того, психолог рекомендовала обратить внимание на время занятий. По ее словам, эффективно заниматься в утренние часы с 9:00 до 12:00 или во второй половине дня с 15:00 до 18:00 – во время наиболее активной работы мозга. «Но не забывайте про перерывы – каждые 45 минут или каждый час прерывайте на 15-минутные паузы. Во время перерыва можно заняться физическими упражнениями, что-то съесть или просто спокойно полежать, закрыв глаза, и расслабиться», – заключила Кочетова.