Коченовские чтения - практики профилактики социальных рисков детства

Новость

КЧ

9-11 ноября 2022 года в формате онлайн проходила Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России», которая посвящена памяти выдающегося ученого, доктора психологических наук, специалиста в области клинической и юридической психологии, старшего советника юстиции, члена комиссии по помилованию при Президенте РФ (1992–1999) Михаила Михайловича Коченова (1935–1999), который внес большой вклад в становление российской юридической психологии, методологии и практики судебно-психологической экспертизы.

С целью объединения специалистов, работающих в различных сферах юридической психологии, обсуждения и обобщения опыта их теоретических и практических разработок, в ходе пленарных сессий первого и второго дня были обозначены направления, отражающие ключевые направления юридической психологии: новые подходы к судебно-психологической экспертизе детско-родительских отношений; современные тенденции в подготовке специалистов по юридической психологии; восстановительная работа по ресоциализации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы; выработка навыков реализации стратегий действий в кризисной ситуации в школе, суицид несовершеннолетнего; пенитенциарная психология и практика исполнения наказания; риски цифрового общества; новые психодиагностические методики для работы с персоналом правоохранительной сферы уголовных наказаний; основные направления развития медиации в России.

Третий день конференции охватил вопросы юридической психологии детства, доказательного подхода и оценки эффективности практик в сфере профилактики социальных рисков детства, а также вопросы применения медиативных технологий.

Секция «Практики профилактики социальных рисков детства: доказательный подход и оценка эффективности» (модераторы: Семья Г.В., доктор псих. наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ, профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, международный эксперт; Шульга Т.И., доктор псих. наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии ГОУ ВО МО МГОУ; Чиркина Р.В., кандидат псих. наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ) была интегрирована с итоговой конференцией по проекту «Экосистема детства» (партнерский проект МГППУ и Федерации психологов образования России, реализуется в 2020–2022 г.г. по гранту Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы). Соорганизаторы: Федерация психологов образования России, Студенческое научное общество СНО ФГБОУ ВО МГППУ.

Специалисты, участвующие в работе секции, в своих выступлениях представили результаты проектов и программ в сфере профилактики рисков современного детства, в области трудных жизненных и юридически значимых ситуаций с точки зрения доказательного подхода при применении тех или иных практик и технологий.

В своем докладе модератор секции Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, представила оценки эффективности практик профилактики девиантного поведения детей в образовательной среде через ключевые кейсы: «умелый класс» (программа апробации, адаптации и оценки эффективности метода skilful class (начальные классы и подготовительные группы ДОУ); «сила народной игры» (апробация и оценка эффективности практик на основе русского фольклора (ДОУ); «восстановительные технологии» (вовлечение родителей в «круг сообщества», «школьную конференцию»); модель «экосистема детства» и через методику оценки эффектов (изменения показателей факторов риска и социально-психологических и средовых параметров). Более детально о результатах по каждому проекту рассказали в процессе секции участники проектов «Экосистемы детства».

Участник секции Соколова Ольга Давидовна, доктор медицины, руководитель психотерапевтического Центра социальной психиатрии (Dr.med. Olga Sokolova Sozialpsychiatrischer Praxis), руководитель проектов социальной направленности Германии, представила доклад «Эффективность терапевтических вмешательств в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной коммуникации», в котором были обозначены сложности в обучении, нарушение коммуникаций как последствия эмоционального стресса, вызванного ограничениями, связанными с пандемией. Предложены методы преодоления данных рисков – индивидуальная терапевтическая работа через оценку психоэмоционального состояния ребёнка.

О современном состоянии доказательных исследований в социальных практиках речь шла в выступлениях Штейнберга И.Е., кандидата философских наук, доцента кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ и Подушкиной Т.Г., заведующей Сектором «Центр доказательного социального проектирования» ФГБОУ ВО МГППУ.

Бойкина Е.Э., кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, представила научное обоснование воздействия программ и технологий в области современного детства, указав на проблематику взаимосвязи антисоциального поведения несовершеннолетних, которая впервые изучена с точки зрения подхода психологического феномена социального остракизма. На основе эмпирического исследования установлен факт влияния процессов игнорирования, исключения и отвержения на формирование у несовершеннолетнего паттернов антисоциального поведения; обнаружены сильные корреляционные связи между агрессивным и аутодеструктивным поведением несовершеннолетних как с просоциальным, так и антисоциальным поведением.

В докладе «Диагностическая батарея для определения мишеней профилактического воздействия и оценки эффективности модели «Экосистема детства» Куприянова Е.А., старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, психолог Учебно-производственной лаборатории факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, представила результаты социально значимого проекта, целью которого стала апробация в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, модели комплексной многоуровневой профилактики негативных социальных явлений, среди которых особо остро выделяется социальная дезадаптация, девиантное поведение, аддикции, правонарушения, агрессивное поведение, побеги. Екатерина Анатольевна осветила результаты исследования: обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования; более 50% подростков испытывают пограничное состояние остракизма (отвержение, игнорирование, исключение), у них выявлен средний уровень нарушенных в ситуации социального остракизма потребностей, наблюдается ситуативная ответственность; у воспитанников ЦССВ преобладают низкий и очень низкий уровни эмоционального интеллекта и другие. Данные исследования позволяют обозначить мишени профилактической работы.

Доказательные практики в регионах были представлены выступлением Бригадиренко Н.В, педагогом-психологом МОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» города Энгельс Саратовской области. В докладе «Эффективные инструменты управления перехода от позиции «школьника» к позиции «ученика» в начальной школе» были представлены результаты внедрения технологии «Умелый класс», разработанной МГППУ на основе метода Skilful class, которая способствует формированию социальных навыков и влияет на эффективность воспитательного процесса в начальной школе, позволяя «школярам» стать «учениками»: исследование уровня тревожности до и после реализации программы «Умелый класс» показало снижение уровня по всем видам тревожности, произошло оздоровление психологической атмосферы в классных коллективах, появление активности и новых форм взаимодействия, приобретение опыта бесконфликтного общения лицеистов, повышение уровня удовлетворенности взаимоотношениями в классе, появление атмосферы безопасности, повышение готовности нести ответственность за свои поступки.

В итоговой конференции проекта «Экосистема детства»: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были представлены доклады по направлению – восстановительный подход. Так, Путинцева Н.В., ведущая восстановительных программ в образовательной и социальной среде, руководитель направления «Восстановительные технологии», в докладе «Организация служб примирения восстановительных технологий на разных этапах профилактики», рассказала о различных методиках восстановительного подхода, в том числе «Кругах сообщества»; Петошина М.Е., психолог ЦССВ «Спутник», - о первом опыте работы служб примирения в учреждении.

Продолжил тему восстановительного подхода в своем докладе «Организация сотрудничества школы и ЦССВ по «сложному ребёнку» Коновалов А.Ю., руководитель Городской службы примирения ГППЦ ДОНМ г. Москвы, аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», член Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения Минпросвещения, член Европейского форума по восстановительному правосудию. Антон Юрьевич указал, что разрешать конфликтные ситуации между детьми и взрослыми специалистам различных учреждений, занимающимися детьми, поможет согласованная стратегия по обучению и воспитанию подростка, а также технология примирения, ее эффективность проверяется временем, результатами обучения, опросами взрослых и детей, исследованиями психологов.

В секции также обсуждались не менее интересные технологии с доказанной эффективностью: «Народная игра» (Чернушевич В.А., доцент кафедры юридической психологии и права, руководитель Учебно-производственной лаборатории факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ), модель профессионально-личностного сопровождения подростков группы риска (Сидоренко З.М., психолог, руководитель направления «Менторинг», Горина А.Л., психолог, координатор площадки ЦССВ «Спутник»), антибуллинговые программы (Стратийчук Е.В., аспирант кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ), традиционная игра (Дыденкова Е.А., аспирант ИВНД и НФ РАН, главный эксперт Лаборатории исследований тактильной коммуникации Института им. А.С. Пушкина).

Коченовские чтения – это профессиональная площадка для обсуждения социально значимых проблем, которые волнуют специалистов в области профилактики рисков современного детства. Самое главное, что все технологии, представленные на секции, имеют доказанную эффективность, могут быть использованы специалистами, работающими в области профилактики рисков детства.

Источник: Факультет "Юридическая психология"

Связанное событие: Всероссийская конференция по юридической психологии «Коченовские чтения — 2022. Психология и право в современной России»