Исследователи из МГППУ и НИУ ВШЭ изучили деятельность технологических кружков России
Новость
Юрий Вячеславович Громыко, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» Московского государственного психолого-педагогического университета, и Алла Алексеевна Устиловская, кандидат психологических наук, начальник отдела Центра национальной технологической олимпиады Высшей школы экономики, опубликовали результаты исследования деятельности технологических кружков, работающих в разных регионах России.
На основе материалов Всероссийского конкурса технологических кружков они проанализировали целевые установки, содержание и формы организации деятельности, команда кружка, история и традиции, характер взаимодействия участников и др. В опубликованной статье авторами выделены общие для технологических кружков характеристики деятельности и приведены иллюстрирующие примеры. Введено понятие «совместное сознание команды кружка» как фиксирующий феномен, проявляющийся в большинстве эффективно работающих кружков.
С точки зрения авторов, наличие совместного сознания членов кружка влияет на развитие как каждого ее участника, так и группы в целом. Совместное сознание является предпосылкой формирования коллективной субъектности. Возникающая же в понимании и рефлексии членов команды кружка коллективная субъектность, в свою очередь, меняет форму организации сознания, в котором появляются удерживаемые всеми членами кружка идеальные элементы – цели, ценности, средства организации совместной деятельности, решаемые задачи. Авторы статьи предлагают программу дальнейших исследований феномена совместного сознания как основы общности членов кружка и процесса возникновения коллективной субъектности.
Прочесть статью можно в новом выпуске №2-2023 года журнала «Психолого-педагогические исследования»:
- Громыко Ю.В., Устиловская А.А. О генезисе коллективной субъектности в деятельности технологического кружка (к программе исследований) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 2. С. 155–174. DOI: 10.17759/psyedu.2023150209.
Прослушать выпуск подкаста с рассказом автора на канале PsyJournals Live