Вся психология в одном университете

Остракизм, буллинг и ксенофобия: теперь психология не игнорирует игнорирование и не исключает исключение

Релиз

Теперь психология не игнорирует игнорирование и не исключает исключение: остракизм, буллинг и ксенофобию обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

18 января на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Антология остракизма».

Авторы книги «Антология остракизма» в своих выступлениях подробно рассказали о феномене социального остракизма и родственных явлений, таких как буллинг и ксенофобия.

В своем выступлении Бойкина Екатерина Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала об исследователях остракизма, психологии игнорирования и отвержения, про социальный остракизм в исторической перспективе, про типы и формы остракизма. Остракизм может нести воспитательную, карательную, защитную функцию. Соучастниками остракизма являются не только тот, кто подвергается остракизму, и тот, кто остракирует, но и наблюдатели (викарный остракизм).

Гурина Оксана Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала о связи ксенофобии и остракизма и о их различиях. Если остракизм может иметь просоциальный эффект, то ксенофобное поведение, как правило, связано с открытой агрессией и правонарушениями, что однозначно расценивается как антисоциальное, негативное явление.

Выступление Путинцевой Натальи Владимировны, преподавателя кафедры юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, было посвящено восстановительному подходу как инструменту работы в ситуации травли в образовательной среде. Данный подход был сформулирован в категориях судебной практики, и суть его в том, что обидчик, жертва и их социальное окружение встречаются в безопасной среде при участии посредников и с их помощью пытаются разрешить конфликтную ситуацию. У обидчика появляется возможность принести извинение, загладить обиду. На основе восстановительного подхода разработана программа «Круг сообщества», направленная на профилактику буллинга в образовании и представляющая собой встречи родителей и учителей для разговора и решения возникшей проблемы.

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета Юридическая психология МГППУ, рассказала о существующих практических инструментов для работы педагогов и психологов с доказанной эффективностью. Одним из таких инструментов является «Умелый класс» – психолого-педагогическая технология профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков, основной фокус лежит на освоении навыка, а не на обсуждении проблемы. Ключевой фигурой в процессе является сам учащийся. Он сам решает, какой навык стоит изучить. 22 социальных навыка: умение извиняться, хвалить других, гордиться своими достижениями, помогать другим, заступаться за других и т.д. Также Римма Вячеславовна пригласила всех желающих получить повышение квалификации по программе «Современные технологии и модели профилактики девиантного поведения с доказанной эффективностью (Умелый класс, восстановительные технологии)» – 72 ак. часа.

Видеозапись вебинара

Публикации докладчиков по теме мероприятия:

  1. Антология остракизма: Учебное пособие / Под ред. Е.Э. Бойкиной. М.: ИД «Городец», 2023. 288 с.
  2. Бойкина Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 127–140. DOI:10.17759/psylaw.2019090310.
  3. Бойкина Е.Э. Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 131–140. DOI:10.17759/jmfp.2022110212.
  4. Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152–164. DOI:10.17759/psylaw.2020100114.
  5. Гурина О.Д. Психологические факторы ксенофобного поведения у подростков: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 40–45. DOI:10.17759/jmfp.2018070405.
  6. Гурина О.Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 97–109. DOI:10.17759/psylaw.2017070308.
  7. Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В. Круг сообщества // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. С. 191–195.
  8. Костина Л.Н., Ульянова И.В., Костина Е.Ю. Психологические и педагогические технологии помощи несовершеннолетним, подвергаемым остракизму: Учебное пособие. М.: ИП Колупаева Е.В., 2022. 142 с.
  9. Путинцева Н.В., Власова Н.В. Восстановительная программа «Круг сообщества» в профилактике девиантного поведения подростков в условиях ЦССВ // Вестник практической психологии образования. 2021. Том. 18. № 3. С. 10–17.
  10. Оценка профилактического потенциала технологии формирования социально значимых навыков у детей «Умелый класс» [Электронный ресурс] / Р.В. Чиркина, Е.Э. Бойкина, К.С. Койкова, Н.В. Бригадиренко, Е.В. Стратийчук, Ю.В. Тишкова, И.В. Чеботарев // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. C. 93–110. DOI:10.17759/psylaw.2020100407.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Фундаментальная библиотека МГППУ