Вопрос о взаимосвязи морали, нравственности, права будет рассмотрен на научно-методологическом семинаре, 22 мая
Анонс
Ирина Викторовна Стрижова
Институт экспериментальной психологии МГППУ приглашает 22 мая в 12:00 на научно-методологический семинар «Взаимосвязь морали, нравственности и права: философско-правовой и психологический аспекты».
Докладчик: Стрижова И.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая психология» Института экспериментальной психологии.
Организаторы семинара: Аникина В.Г., Хозе Е.Г.
Анонс
Философы, правоведы, психологи и другие исследователи, как правило, рассматривают вопросы взаимосвязи двух понятий: морали и права, нравственности и права, морали и нравственности. Почему сложилась такая традиция, имеет ли смысл говорить о взаимосвязи не двух, а трёх категорий (морали, нравственности и права) в философско-правовом и психологическом аспектах – вопросы, на которые попробуем ответить в ходе семинара.
Нам представляются актуальными поставленные вопросы, поскольку от понимания механизма сложной динамичной взаимосвязи этих трёх базовых категорий будет зависеть содержание того системного психического образования, которое составляет их единство.
С позиции философии права мораль испытывает на себе влияние внешних воздействий в форме правовых норм, но и само право определяется моральными ориентирами. В психологическом аспекте взаимосвязи морали, нравственности и права в сознании индивида изначально не существует, она возникает и развивается по мере становления его самосознания. «Вращивание» правовых и моральных представлений в нравственные убеждения происходит по мере осознания индивидом ответственности за свой поступок, которая бывает нравственной (внутренней, субъективной) и специальной (внешней, объективной). Первый вид состоит в наполнении поступка личностным смыслом, второй – в установлении соответствия поступка моральным и правовым нормам. Понимание сложного механизма взаимосвязи и взаимопереходов морали, нравственности и права позволяет выстроить этапы формирования такого системного психического образования, как нравственная надежность. Полагаем, что нравственная надежность отражает единство трёх рассмотренных категорий и включает в себя процессы когнитивной обработки информации, нравственного осмысления, регуляции и рефлексии поведения в ситуации решения нравственных задач.
Анализ взаимосвязи морали, нравственности и права позволяет дать теоретическое обоснование идеи создания программы непрерывного нравственно-правового (а не двух отдельных линий – нравственного и правового) воспитания старшеклассников и студентов за счет наполнения её психологическим содержанием.
В перспективе планируем разработать обучающие программы для школьников и студентов с использованием оборудования для создания виртуальной реальности высшего уровня (шлемы VIVE), в ходе освоения которых обучающиеся выступают в роли субъектов решения нравственных задач. Это безопасно для них, поскольку работа в обучающих VR-программах, по итогам наших исследований, не формирует дезадаптивных (психофизиологических) состояний.