Вся психология в одном университете

Внедрение инклюзии в детских садах обсудили участники круглого стола в Экспоцентре

Новость

2024-10-01 Круглый стол по инклюзивному образованию: новые методики и успешные практики на пути к равным возможностям

ФОТО: Sdo-journal.ru / Николай Чепиков

В рамках форума «Экосистема дошкольного детства» (24–27 сентября) состоялся круглый стол «Инклюзивное образование: новые методики, успешные практики, оснащение предметной среды». Модератор встречи – Арина Кисель, преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования» (МПАДО).

Инклюзивное образование подразумевает формирование безбарьерной среды и доступность образовательных услуг для всех воспитанников. Однако внедрение инклюзии в детских садах сталкивается с рядом сложностей, основные из которых обсудили участники круглого стола.

Елена Самсонова, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования (МГППУ), открыла круглый стол с докладом о текущем состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в детских садах. В нем были представлены  результаты мониторинга инклюзивной образовательной среды и поделилась перспективными практиками, направленными на создание комфортной среды для всех детей независимо от их индивидуальных потребностей.

Она подчеркнула важность создания единой системы региональных центров, координируемых федеральным центром, для улучшения качества инклюзивного образования. Кроме того, Елена Самсонова отметила, что ведомственный комплексный план требует выполнения определенных показателей, включая создание служб помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. Существует проблема нехватки специалистов, особенно дефектологов и логопедов, которые могли бы сопровождать детей с особыми образовательными потребностями. Также необходимо пересмотреть профессиональные стандарты педагогов, чтобы они могли эффективно работать с такими детьми.

В детских садах часто создаются группы с компенсирующим направлением, где дети с задержкой психического развития или нарушением речи получают дополнительную поддержку. Однако эффективность такого подхода может зависеть от индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Ольга Сысоева, заведующая лабораторией нейробиологии типичного и атипичного развития в научном центре когнитивных исследований Университета «Сириус», рассказала о научных исследованиях, позволяющих глубже понять особенности развития детей с ОВЗ и создавать оптимальные условия для их гармоничного развития. Ольга Сысоева подчеркнула необходимость научного подхода к созданию инклюзивной среды в образовательных учреждениях.

Мария Прочухаева, руководитель службы ранней помощи Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров», подняла вопрос о ключевых параметрах успеха инклюзивного образования, включая нормализацию, активность, субъектность и творчество. Мария Прочухаева уверена, что инклюзивное образование можно и нужно развивать, дети с особенностями развития получают шанс адаптироваться к обычной жизни, реализовать свой потенциал.

Круглый стол стал площадкой для активного обмена опытом и идеями, способствуя созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может развиваться и обучаться наравне с другими. Участники отметили необходимость дальнейшего развития инклюзии в детских садах и поделились надеждами на создание более комплексной и доступной образовательной системы для всех детей.

Источник: Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования