Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования (ФЦИО) создан по приказу Минпросвещения России от 17 января 2023 г. № 27 в целях экспертно-консультационного и научно-методического сопровождения развития системы инклюзивного общего и дополнительного образования в субъектах Российской Федерации.
ФЦИО является правопреемником Института проблем инклюзивного образования МГППУ, созданного в 2009 году.
В рабочем портфеле института:
- проведено более 20 конференций, 300 семинаров и вебинаров;
- созданы широкие связи и реализованы партнерские научно-исследовательские проекты с научными;
- коллективами зарубежных стран;
- разработаны и реализованы магистерские программы «Психология и педагогика инклюзивного
- образования», «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании»;
- разработано более 60 научно-методических рекомендаций, опубликовано более 100 научных статей;
- в ресурсной сети более 300 образовательных, научных и методических организаций.
Деятельность центра направлена на научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Российской Федерации, повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, магистратура) специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.
Цель создания ФЦИО – развитие инклюзивного процесса в отечественном образовании через создание сетевой инфраструктуры региональных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования.
Задачи ФЦИО:
- экспертно-консультационное и методическое сопровождение развития системы инклюзивного общего и дополнительного образования в субъектах Российской Федерации;
- осуществление консультационно-методической поддержки участников образовательных отношений по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
- разработка, апробация и внедрение научных подходов к созданию инклюзивной образовательной среды, показателей, характеризующих результативность получения общего и дополнительного образования обучающихся ОВЗ, с инвалидностью в инклюзивной образовательной организации;
- популяризация инклюзивного общего и дополнительного образования;
- повышение компетентности участников образовательных отношений по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования.
Конференции
2019 г. – V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность» (23–25 октября 2019 года)
2018 г. – Всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (5 апреля 2018 г.)
2017 г. – IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» (21–23 июня 2017 г.)
2016 г. – Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам использования новых классификаций и критериев при формировании заключений психолого-медико-педагогических комиссий (19-20 сентября 2016 г.)
2015 г. – III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» (24–26 июня 2015 г.)
2015 г. – Всероссийская конференция «Социальное партнерство в инклюзивном образовании» (16–17 апреля 2015 г.)
2013 г. – II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (26–28 июня 2013 г.)
2011 г. – I Международная конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» (20–22 июня 2010 г.)
Текущие проекты
с 2019 г. – научно-исследовательский проект «Оценка состояния инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации»;
с 2019 г. – 2 проекта Департамента образования и науки города Москвы, в апробации которых участвуют 4 школы города Москвы:
- «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая цифровой модуль по проектированию индивидуального учебного плана»;
- «Разработка модели универсального дизайна урока в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся».
с 2018 г. – проект Департамента образования и науки города Москвы «Университетские среды для учителей».
В рамках проекта «Университетские среды для учителей» Институт провел 48 (2018 г.) и 26 (2019 г.) методических сессий, посвященных технологиям оценки особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с ОВЗ и инклюзивным технологиям обучения. В сессиях участвовало более 2000 педагогов и специалистов образовательных организаций года Москвы.