Наука

Научные направления исследований, реализуемых сотрудниками института в 2019 году:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Задачи проекта:

  • Анализ и проектирование инклюзивного процесса в образовании на уровне общего и высшего образования.
  • Разработка и апробация методик исследования инклюзивных ценностей, разработка и апробация технологий формирования инклюзивных ценностей в общем и высшем образовании.
  • Исследование процессов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, описание критериального подхода к диагностике особых образовательных потребностей.
  1. Организационные и педагогические технологии инклюзивного образовательного процесса.

Задачи проекта:

Разработка и апробация отдельных  организационных и педагогических технологий инклюзивного образовательного процесса:

  • Развитие социальных компетенций;
  • Формирование позитивного отношения у младших школьников к обучающимся с ОВЗ;
  • Формирование коммуникативных компетенций младших школьников;
  • Описание деятельности учителя в инклюзивном классе;
  • Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовании.

Научно-исследовательские проекты, реализованные институтом в 2016−2018 гг.

  1. Проект: Региональный конкурс РФФИ. Тема проекта: «Разработка региональной модели ресурсной школы по развитию           инклюзивного образования». 2017 г.  

Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация: На основе исследования в Троицком и Новомосковском округах г. Москвы разработана и апробирована региональная модель ресурсной школы по развитию инклюзивного образования.

Публикации:

  1. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования. Самсонова Е.В., Семаго М.М., Горбунова В.А. Москва, 2017. 118 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36568337
  2. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «новой Москвы»). Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 85−103. https://elibrary.ru/item.asp?id=30383837 
  3. Государственное задание Министерства образования и науки РФ. НИР на тему «Научно-методическая разработка                      технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных ФГОС общего                      образования и их апробация». 2017 г.

Руководитель: Алехина С.В.

Аннотация: Разработаны технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных ФГОС общего образования.

Публикации:

Методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования. Лубовский Д.В., Умняшова И.Б., Самсонова Е.В., Семаго Н.Я., Шеманов А.Ю. Москва, 2017. 160 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36478576

  1. Государственное задание Министерства образования и науки РФ. НИР на тему «Разработка научно-методического                     обеспечения деятельности ПМПК при проведении обследования и разработке рекомендаций для обучающихся  с                       девиантным поведением, в том числе находящихся в конфликте с законом». 2017 г.
  2. Проект Департамента образования города Москвы «Создание специальных образовательных условий обучающимся с             ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью при проведении олимпиад». 2017 г.

Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация.  Исследованы особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ при участии в олимпиадах, разработаны рекомендации по созданию для них специальных образовательных условий. Методика апробирована при сопровождении волонтерами МГППУ обучающихся с ОВЗ на олимпиадах. Рекомендации опубликованы и направлены организаторам олимпиад.

Публикации:

Специальные образовательные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при проведении олимпиад: методические рекомендации / А.С. Екушевская, Е.В. Самсонова; под общ. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2017г.

  1. Проект Департамента образования города Москвы «Организационное и методическое обеспечение тьюторского                       сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». 2017 г.

Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация: Проведен анализ нормативной и методической литературы по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. Проанализированы особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовании, Описаны кейсы тьюторского сопровождения в практики образовательных организаций г. Москвы.

Публикации:

 Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Алехина С.В., Кутепова Е.Н. Москва, 2017. 174 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36485461

  1. Проект Департамента образования города Москвы «Университетские среды для учителей: Шаг в инклюзию»

Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация: при научно-методическом сопровождении специалистов МГППУ учителя и специалисты образовательных организаций познакомятся с методами оценки особых образовательных потребностей учеников и смогут при супервизии специалистов МГППУ провести анализ проведенной оценки; познакомятся с  презентациями инновационных методов и приемов  для проектирования учебных занятий в инклюзивных классах, смогут разработать сценарии уроков в инклюзивных классах.

Публикации:

http://www.inclusive-edu.ru/novosti/ipio-mgppu-24-oktyabrya-nachinaet-tsikl-obrazovatelno-prosvetitelskih-meropriyatij-shag-v-inklyuziyu-formirovanie-professionalnyh-kompetentsij-u-pedagogov-i-spetsialistov-obrazovatelnyh-organizatsij-g/

  1. Научно-исследовательский проект «Оценка состояния инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации» 2020 г.

Руководитель проекта Алехина С.В.

Аннотация: В результате проекта будет разработана и апробирована в 4 ОО  технология  оценки состояния  инклюзивного образовательного процесса Данное исследование позволит организовать инклюзивную практику в образовательных организациях в соответствии с показателями эффективности инклюзивного образовательного процесса, на основании показателей определять лучшие инклюзивные практики. Создание технологии оценки состояния  инклюзивного образовательного процесса позволит подключиться к международным сравнительным исследованиям, измеряющим эту составляющую качества образования.  На следующих этапах планируется: разработка программы подготовки экспертов, создание Федерального Ресурсного центра по проведению исследований процесса развития инклюзивного процесса в России.

Публикации:

Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410

https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Alekhina_Melnik_Samsonova_et_al.shtml

Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 38–46. doi:10.17759/pse.2019240604

https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n6/Shemanov_Samsonova.shtml

  1. Проект Департамента образования и науки города Москвы – «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая цифровой модуль по проектированию индивидуального учебного плана», 2020 г.

Руководитель проекта Самсонова Е.В.

Аннотация: Создание и апробация технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включаящей цифровой модуль по проектированию индивидуального учебного плана.

  1. Проект Департамента образования и науки города Москвы: «Разработка модели и технологии «универсального дизайна» обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся», 2020 г.

Руководитель проекта: Алехина С.В.

Аннотация: В результате проекта будет разработка модели универсального дизайна урока в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся»Ю в апробации которых участвуют 2 школы города Москвы. 

Научно-практические конференции, организованные институтом 2017-2019

  1. IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАКТИКИ»
    г. Москва, 21-23 июня 2017 г.

http://www.inclusive-edu.ru/konferentsii/konferentsii-arhiv/2017-2/

  1. Всероссийская научно-практическая конференция ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ г. Москва, 5 апреля 2018г.

http://www.inclusive-edu.ru/novosti/5-aprelya-2018-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-tyutorskoe-soprovozhdenie-obuchayushhihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

  1. V Международная научно-практическая конференция
    «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» 23-25 октября 2019 года

http://www.inclusive-edu.ru/konferentsii/

Печатные издания коллектива сотрудников института

Данные работы направлены на научно-методическое обеспечение становления системы инклюзивного образования в Российской Федерации.

Целевая аудитория: педагогические работники общего и дополнительного образования, научные сотрудники, администрация образовательных организаций, специалисты и администрация ППМС-центров и социальных служб, преподаватели и студенты вузов, специалисты программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, представители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление и проводящих государственную политику в сфере образования, администрация организационно-методических служб органов образования областного, городского и местного уровней.

Печатные издания коллектива сотрудников института


Контакты

Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6, каб. 302.

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.

Телефон: +7-499-975-23-49.

Skype: ipio-mgppu

E-mail: ipio.mgppu@gmail.com.

Сайт: http://www.inclusive-edu.ru.