Наука

Научные направления исследований, реализуемых сотрудниками института в 2019 году:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Задачи проекта:

  • Анализ и проектирование инклюзивного процесса в образовании на уровне общего и высшего образования.
  • Разработка и апробация методик исследования инклюзивных ценностей, разработка и апробация технологий формирования инклюзивных ценностей в общем и высшем образовании.
  • Исследование процессов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, описание критериального подхода к диагностике особых образовательных потребностей.
  1. Организационные и педагогические технологии инклюзивного образовательного процесса.

Задачи проекта:

Разработка и апробация отдельных  организационных и педагогических технологий инклюзивного образовательного процесса:

  • развитие социальных компетенций;
  • формирование позитивного отношения у младших школьников к обучающимся с ОВЗ;
  • формирование коммуникативных компетенций младших школьников;
  • описание деятельности учителя в инклюзивном классе;
  • тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовании.

Научно-исследовательские проекты, реализованные институтом в 2016−2018 гг.

     1. Проект: Региональный конкурс РФФИ. Тема проекта: «Разработка региональной модели ресурсной школы по развитию           инклюзивного образования». 2017 г.  Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация: На основе исследования в Троицком и Новомосковском округах г. Москвы разработана и апробирована региональная модель ресурсной школы по развитию инклюзивного образования.

Публикации:

  1. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования. Самсонова Е.В., Семаго М.М., Горбунова В.А. Москва, 2017. 118 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36568337
  2. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «новой Москвы»). Самсонова Е.В., Горбунова В.А. Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 85−103. https://elibrary.ru/item.asp?id=30383837 

    2. Государственное задание Министерства образования и науки РФ. НИР на тему «Научно-методическая разработка                      технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных ФГОС общего                      образования и их апробация». 2017 г.

Руководитель: Алехина С.В.

Аннотация: Разработаны технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных ФГОС общего образования.

Публикации:

Методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования. Лубовский Д.В., Умняшова И.Б., Самсонова Е.В., Семаго Н.Я., Шеманов А.Ю. Москва, 2017. 160 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36478576

   3. Государственное задание Министерства образования и науки РФ. НИР на тему «Разработка научно-методического                     обеспечения деятельности ПМПК при проведении обследования и разработке рекомендаций для обучающихся  с                       девиантным поведением, в том числе находящихся в конфликте с законом». 2017 г.

   4. Проект Департамента образования города Москвы «Создание специальных образовательных условий обучающимся с             ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью при проведении олимпиад». 2017 г.

Руководитель: Самсонова Е.В.

Аннотация.  Исследованы особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ при участии в олимпиадах, разработаны рекомендации по созданию для них специальных образовательных условий. Методика апробирована при сопровождении волонтерами МГППУ обучающихся с ОВЗ на олимпиадах. Рекомендации опубликованы и направлены организаторам олимпиад.

Публикации:

Специальные образовательные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при проведении олимпиад: методические рекомендации / А.С. Екушевская, Е.В. Самсонова; под общ. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2017г.

   5. Проект Департамента образования города Москвы «Организационное и методическое обеспечение тьюторского                       сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». 2017 г.

Руководитель. Самсонова Е.В.

Аннотация: Проведен анализ нормативной и методической литературы по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. Проанализированы особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовании, Описаны кейсы тьюторского сопровождения в практики образовательных организаций г. Москвы.

Публикации:

 Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Алехина С.В., Кутепова Е.Н. Москва, 2017. 174 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=36485461

Научно-практические конференции, организованные институтом 2017-2019

  1. IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАКТИКИ»
    г. Москва, 21-23 июня 2017 г.

http://www.inclusive-edu.ru/konferentsii/konferentsii-arhiv/2017-2/

  1. Всероссийская научно-практическая конференция ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ г. Москва, 5 апреля 2018г.

http://www.inclusive-edu.ru/novosti/5-aprelya-2018-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-tyutorskoe-soprovozhdenie-obuchayushhihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/

  1. V Международная научно-практическая конференция
    «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» 23-25 октября 2019 года

http://www.inclusive-edu.ru/konferentsii/

 

Печатные издания коллектива сотрудников института

Данные работы направлены на научно-методическое обеспечение становления системы инклюзивного образования в Российской Федерации.

Целевая аудитория: педагогические работники общего и дополнительного образования, научные сотрудники, администрация образовательных организаций, специалисты и администрация ППМС-центров и социальных служб, преподаватели и студенты вузов, специалисты программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, представители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление и проводящих государственную политику в сфере образования, администрация организационно-методических служб органов образования областного, городского и местного уровней.

Печатные издания коллектива сотрудников института


Контакты

Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6, каб. 413.

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.

Телефон: +7 (499) 975-22-98, +7 (499) 975-23-96.

Skype: ipio-mgppu

E-mail: ipio.mgppu@gmail.com.

Сайт: http://www.inclusive-edu.ru.