Вся психология в одном университете

Возрастные особенности принятия решений в условиях риска у подростков обсудили на дискуссионной площадке

Релиз

2025-03-13 Возрастные особенности принятия решений в условиях риска у подростков обсудили на дискуссионной площадке


4 марта на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Возрастные особенности принятия решений в условиях риска и неопределенности у подростков».

Спикер:

В своем выступлении Галина Леонидовна рассказала об уникальной роли подросткового возраста для развития личности и когнитивного самоконтроля. Она подчеркнула, что этот период характеризуется повышенным риском проявления проблем с законом и психическим здоровьем, и рекомендовала педагогам использовать инструмент «Навигатор профилактики девиантного поведения» для своевременного выявления признаков психологического неблагополучия у подростков.

Внимание слушателей было обращено на культурно-специфические и общебиологические факторы стремительного изменения характера социальных взаимоотношений в подростковом возрасте на основе исследований в области приматологии и этнографии. Рассмотрены структурные и функциональные изменения, происходящие в развивающемся мозге в подростковом возрасте, которые вызывают склонность к рискованному поведению.

Галина Леонидовна представила результаты оригинального исследования, проведенного командой сотрудников МЭГ-центра, в котором сравнивались типично развивающиеся подростки и взрослые. Эксперимент, построенный по аналогии с Т-образным лабиринтом для грызунов, показал, что взрослые справлялись с задачами лучше, используя простые когнитивные стратегии, тогда как подростки активно задействовали ассоциативную память, пытаясь извлечь максимум информации из предыдущего опыта. При этом практически треть выборки подростков не смогла обучиться выбору выгодного стимула.

Апробация новой, адаптированной для подростков, модификации экспериментальной задачи с вероятностным выбором, продемонстрировала, что увеличение разницы между выгодным и невыгодным стимулом резко повышало успешность выполнения задачи как у взрослых, так и у подростков. Отдельный интерес вызвали результаты реверсивного обучения, когда изначально выгодный стимул неожиданно для участника исследования становился невыгодным. Оказалось, что в такой изменчивой экспериментальной среде преимущества взрослых перед подростками практически исчезли.

В завершение вебинара слушатели задали спикеру вопросы, касающиеся применения исследования в профориентации, склонности подростков к различным типам риска и связи реакции на реверсию правила с личностными особенностями подростков. Галина Леонидовна также сообщила о подготовке к публикации новой статьи своих ближайших коллег, посвященную МЭГ-исследованию принятия решений у взрослых с высокофункциональным аутизмом, и пригласила участников на следующий вебинар.

Мероприятие вызвало живой интерес у аудитории и стало важным шагом в обсуждении возрастных особенностей принятия решений в условиях риска.

Презентация выступления (PDF)

Видеозапись встречи

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.


Публикации по теме вебинара:

  1. Роль ассоциативной памяти в обучении с вероятностным денежным подкреплением у подростков 12–15 лет / Г.Л. Козунова, Б.В. Чернышев, К.И. Пульцина, Т.А. Строганова // Вопросы психологии. – 2024. – Т. 70, № 4. – С. 93–101. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/2024/244/244093.htm (дата обращения: 04.03.2025).
  2. Навигатор профилактики девиантного поведения: методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся / Н.В. Богданович, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 25 с. – URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/npdb2022/contents (дата обращения: 04.03.2025).

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Портал психологических изданий PsyJournals.ru Фундаментальная библиотека МГППУ Сектор «Точка кипения МГППУ» Знакомимся с научными публикациями