Всероссийский съезд психологических служб в системе образования РФ прошел в Москве
Новость

17-18 июня в Москве проходил Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации «Психолого-педагогическая помощь и сопровождение: от Концепции развития психологической службы к Стратегии развития образования в Российской Федерации».
Съезд организован Министерством просвещения Российской Федерации,
оператор Съезда – Федеральный координационный центр по обеспечению развития психологической помощи в системе образования Российской Федерации Московского государственного психолого-педагогического университета.
Специалисты со всей России собрались, чтобы обменяться опытом оказания психолого-педагогической помощи в системе образования и определить стратегические направления дальнейшего развития психологической службы в Российской Федерации.
В первый день работы Съезда состоялось торжественно открытие, награждение психологов сферы образования, внесших значительный вклад в развитие психологической службы, пленарное заседание, панельная дискуссия «О реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата: опыт педагогов-психологов» и открытое отчетно-выборное собрание Съезда Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Психологическая служба в системе образования – одна из самых масштабных служб в Российской Федерации, направленная на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, их родителям, педагогам.
В нее включены главные внештатные педагоги-психологи федерального, регионального и муниципального уровней, специалисты центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагоги-психологи детских садов, школ, колледжей, вузов, центров дополнительного образования, иных организаций в системе образования.
Развитие системы психологической помощи находится в фокусе пристального внимания государства.
Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в своем приветствии участникам подчеркнул, что Съезд – «ключевое профильное мероприятие, которое собрало на одной площадке представителей исполнительных органов в сфере образования и практикующих специалистов, которые занимаются оказанием психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
По его словам, создание благоприятной, безопасной и комфортной среды необходимо продолжать и интегрировать психологические аспекты во все уровни образования: от дошкольного до высшего. «Это требует разработки новых программ и технологий, повышения квалификации специалистов, усиления межведомственного взаимодействия» - отметил Дмитрий Чернышенко.
Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, в своем обращении к участникам отметил, что именно педагог-психолог сегодня становятся для ребенка значимым взрослым:
«Развитие цифровых технологий влечет за собой, с одной стороны, широкую доступность информации, возможность получения знаний, а с другой – приводит к раннему взрослению молодых людей, потреблению ими негативно влияющего на становление личности контента, формирует поколенческий разрыв.
И зачастую именно вы становитесь тем важным взрослым для ребенка, помогающим ему адаптироваться к динамичным изменениям, возрастающим нагрузкам и справиться с трудностями и стрессом».
Анна Кузнецова, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подчеркнула:
«Сегодня голос психолога должен быть слышен везде, особенно психолога в сфере образования. И в вопросах формирования личности, воспитательных программ, формирования образовательных стратегических задач сегодня формируется Стратегия в сфере воспитания. И именно этот документ должен пройти внимательную и вдумчивую экспертизу со стороны психологического сообщества. Сегодня к психологу обращаются в любом случае. Что бы ни произошло: не успевает ли ученик, проявился ли конфликт на любой стадии его развития - нужен психолог».
По мнению Анны Кузнецовой, необходимо сделать следующий шаг в развитии психологической службы, а именно – разработать закон о психологической помощи. Кроме того, она обратила внимание на то, что в решении актуальных задач, должна помогать научная деятельность, основанная на исследовательской базе, психологической школе, которая сегодня существует в России.
Мария Львова-Белова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в своем обращении обозначила актуальные вопросы, с которыми сегодня работают педагоги-психологи: это взаимоотношения в учебном коллективе, травля, оценка риска самоповреждающего поведения, работа с детьми-сиротами и детьми с инвалидностью, мотивация к обучению и преодоление учебных трудностей.
Еще одно направление – это профилактика социального сиротства, поддержка детей и родителей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
По словам Уполномоченного, сегодня психологи в школах и вузах крайне востребованы, но специалистов все еще не хватает:
«Для специалистов необходимо создать все условия: современную инфраструктуру и достойную заработную плату, а также уделять внимание их обучению, повышению квалификации, супервизии» - подчеркнула Мария Львова-Белова.
Нина Останина, Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, указала на чрезмерную учебную нагрузку как на одну из угроз психологическому здоровью детей.
«Мы очень надеемся, что в стратегии образования, о которой вы сегодня будете говорить, и которая заявлена в теме вашего съезда, конечно, найдет отражение позиция, что чрезмерная нагрузка наших детей приводит к тому, что мы имеем нездоровое поколение на сегодня».
Нина Останина также отметила проблему регулирования использования интернета обучающимися, травли не только детей, но и педагогов и выразила надежду, что по итогам работы Съезда специалисты дадут по этим вопросам свои рекомендации депутатам.
Ольга Васильева, президент ФГБУ «Российская академия образования» отметила, что РАО видит в развитии психологических служб стратегический ресурс, повышения качества отечественного образования.
Работа второго дня Съезда проходила на базе МГППУ и была полностью посвящена актуальным темам и вызовам, стоящим сегодня перед специалистами российских психологических служб.
В частности, обсуждались вопросы совершенствования и психолого-педагогической помощи в образовательных организациях всех уровней образования, междисциплинарность и преемственность при организации психологического сопровождения, деятельность региональных ППМС-центров, психологическая помощь, вовлеченным в последствия специальной военной операции, психологическая безопасной образовательной среды, профилактика девиантного поведения обучающихся, интеграция детей иностранных граждан в российское образовательное пространство, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
В завершение дня были подведены итоги работы тематических площадок и утверждены решения Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации.
Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации проводится с 1994 года. Минпросвещения России впервые стало организатором мероприятия в 2023 году.
В декабре 2023 года Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации объединил более 400 участников из 79 регионов страны. Решения, принятые в рамках съезда 2023 года, стали основой для дальнейшего развития психологических служб в субъектах Российской Федерации.