Регуляция эмоций, благополучие и нейромифы – ключевые темы нового выпуска журнала «Психологическая наука и образование»
Релиз

Журнал «Психологическая наука и образование» предлагает своим читателям четвертый номер за 2025 год (№4, 2025). В выпуске представлены эмпирические и теоретические исследования, раскрывающие механизмы психологической регуляции, формирования образовательных установок и развития личности в современных социокультурных условиях.
В рубрике «Психология развития» особое внимание уделено исследованию регуляторной функции юмора у младших школьников. В публикации «Использование юмора в регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками» представлены результаты эмпирического анализа того, как дети используют юмор для построения субъективно безопасной реальности в ситуациях нарушения культурных норм. Исследование выявило, что способность воспринимать нарушение правил как смешное зависит от осознания его последствий: потенциальная угроза наказания или травмы подавляет юмористическое восприятие. При этом в менее регламентированных, внеклассных контекстах дети чаще предлагают комические сценарии, что свидетельствует о развитии когнитивно-эмоциональной саморегуляции.
Также в рубрике опубликованы результаты адаптации русскоязычной версии опросника EPOCH для оценки психологического благополучия подростков, а также анализ возрастных и семейных детерминант представлений детей о счастье.
Рубрика «Психология образования» включает исследования, посвященные профессиональному развитию педагогов и качеству образовательной среды. В частности, анализируются житейские психологические представления и нейромифы у студентов педагогических вузов, практикующих учителей и педагогов-психологов. Особое внимание уделено проблемам психической устойчивости первокурсников и влиянию тревожности на учебную деятельность студентов музыкальных специальностей. В номере также представлены данные о роли когнитивных и социальных факторов в образовательных достижениях учащихся-мигрантов, а также перспективы применения технологий компьютерного зрения и нейронаук в педагогической практике.
Выпуск включает как отечественные, так и международные исследования, что подчеркивает его научную значимость и актуальность для исследователей, преподавателей и практикующих психологов.
Выпуск журнала опубликован в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.
Послушать авторов выпуска можно на подкасте PsyJournals LIVE:
- Людмила Анатольевна Бегунова рассказывает об исследовании «Структурно-динамические характеристики мировоззрения учащихся юношеского возраста».
- Бибигуль Сансызбаевна Искакова представила обзорную статью «Установки и ожидания педагогов как факторы академической успеваемости учащихся с миграционным опытом».
- Татьяна Николаевна Тихомирова рассказывает об исследовании «Психическая устойчивость студентов первого курса: взаимосвязь со стратегией поступления в вуз и образовательными результатами».
- Эльвира Нурахматовна Гилемханова рассказывает об исследовании «Изучение базовых представлений о счастье у дошкольников и младших школьников с помощью метода глубинного интервью».
- Мария Анатольевна Толстова рассказывает о статье «Вовлеченность в процесс онлайн-обучения: результаты психофизиологического исследования».
- Татьяна Васильевна Артемьева рассказывает об исследовании «Использование юмора в регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками».