Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

Специалисты МГППУ представили коллективный доклад на XVI Международной конференции исследователей высшего образования в НИУ ВШЭ

Новость

2025-10-31 Сотрудники МГППУ представили коллективный доклад на XVI Международной конференции исследователей высшего образования в НИУ ВШЭ


30 октября сотрудники МГППУ М.Г. Сорокова, и А.С. Радчиков выступили в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на XVI Международной конференции исследователей высшего образования «Высшее образование: между частным и общественным благом». Представлен доклад «Житейские представления об обучении и нейромифы: во что верят современные педагоги и студенты», отражающий результаты исследования коллектива авторов А.А. Марголис, А.А. Шведовская, А.А Адаскина, А.Н. Семилетова, Т.В. Ермолова Т.В., В.В. Пономарева, А.С. Радчиков, М.Г. Сорокова.

В основу теоретической части доклада положены выводы статьи

  • Марголис, А. А. Педагогическое образование как развитие исходных педагогических представлений / А. А Марголис // Психологическая наука и образование. – 2024. – Том 29, № 6. – С. 5–20. – https://doi.org/10.17759/pse.2024290601

В ней представлен анализ российских и зарубежных исследований о житейских представлениях и нейромифах в образовании и выявлены три группы причин их устойчивости. Как подчеркивает автор статьи, «одной из наиболее важных причин, препятствующих формированию у будущих учителей таких способов профессиональной деятельности, которые основаны на содержании их теоретической подготовки в рамках получаемого педагогического образования, являются исходные педагогические представления, с которыми они приходят в вуз» [с. 7].

Эмпирическая часть исследования отражена в публикации

  • Марголис, А.А., Шведовская, А.А., Адаскина, А.А., Семилетова, А.Н., Ермолова, Т.В., Пономарева, В.В., Радчиков, А.С., Сорокова, М.Г. (2025). Житейские психологические представления об особенностях процесса обучения и нейромифы у студентов педагогических вузов, педагогов и педагогов-психологов. Психологическая наука и образование, 30(4), 5–25. https://doi.org/10.17759/pse.2025000002

Основные выводы эмпирического исследования:

  1. Результаты показали высокую распространенность житейских психологических представлений о процессе обучения и нейромифов всех групп по выборке в целом – до 90% респондентов доверяют ложным утверждениям.
  2. Уровень доверия к житейским психологическим представлениям и нейромифам не различается у студентов как по мере перехода от младших к выпускным курсам, так и для разных направлений подготовки.
  3. Связь подобных представлений со стажем работы в сфере образования у практикующих специалистов также не выявлена.


Официальные аккаунты МГППУ в социальных сетях:

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Кафедра «Цифровое образование» (Цифровая кафедра)