Специалисты факультета "Экстремальная психология" МГППУ провели профориентационное занятие для ребят из кадетских классов
Новость
28 ноября в технопарке «Кванториум» имени Л.С. Выготского» состоялось совместное профориентационное мероприятие для кадетских классов ГБОУ «Школа № 771» города Москвы при участии факультета «Экстремальная психология» МГППУ. С вступительным словом выступил декан факультета Дмитрий Владимирович Деулин, который познакомил школьников с программами факультета и рассказал о подготовке специалистов профессий особого риска и психологии служебной деятельности. Также заведующая лабораторией «Психология профессий особого риска» Глюся Талгатовна Зинатуллина рассказала про аспекты практической подготовки психологов экстремального профиля.
Центральной темой мероприятия стал профайлинг как современный инструмент работы психолога в экстремальных условиях. На мастер‑классе по профайлингу преподаватель факультета «Экстремальная психология» Татьяна Юрьевна Голик рассказала кадетам, как по невербальному поведению, мимике, речи и реакции человека выдвигать гипотезы о его состоянии и намерениях, отрабатывали навыки наблюдательности, анализа и быстрого принятия решений. Особое внимание было уделено тому, как эти умения используются в служебной деятельности – от правоохранительных органов до работы в чрезвычайных ситуациях.
В лабораториях технопарка кадеты погрузились в практико-ориентированные занятия, связанные с пониманием психологических особенностей людей разных специальностей и их поведением в технологически насыщенной среде. На мастер‑классах по программированию и пилотированию БПЛА кадеты осваивали основы управления беспилотными системами, учились действовать в условиях повышенной ответственности и ограниченного времени, развивали навыки командной работы и ситуационного анализа. Это помогает увидеть, как психолог и оператор техники взаимодействуют в единой системе «человек – машина».
На занятии, посвящённом работе тележурналистов и ведущих новостей, школьники попробовали себя в роли корреспондентов, учились работать с текстом, камерой и суфлёром, контролировать голос, мимику и позу. Эти упражнения напрямую связаны с профайлингом: кадеты на практике увидели, как меняется восприятие информации в зависимости от поведения ведущего и научились осознанно управлять собственным невербальным поведением.
Отдельный блок был посвящён программированию и использованию VR‑технологий в подготовке будущих специалистов факультета «Экстремальная психология». Школьники познакомились с возможностями виртуальной реальности для моделирования экстремальных ситуаций и тренировки психологов и сотрудников служб высокого риска. Ребята получили представление о том, как в таких средах можно изучать реакции человека, отрабатывать навыки взаимодействия и использовать элементы профайлинга в условиях, приближенных к реальным, но безопасных.
По итогам мероприятия кадеты приобрели целый комплекс компетенций:
- базовые представления о профайлинге и его роли в профессиях высокого риска;
- навыки наблюдения, анализа поведения и взаимосвязи между внешними проявлениями и внутренним состоянием человека;
- первичный опыт работы с БПЛА, VR‑технологиями и цифровыми инструментами, используемыми в современной служебной и психологической практике;
- навыки публичного выступления, управления голосом и невербальным поведением в роли ведущего и журналиста.
Основная идея профориентационной программы - показать школьникам, как психологические знания и умение «читать» человека интегрируются с современными технологиями в работе специалистов экстремального профиля.