Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

Не о дефицитах, а о человеческой истории: разговор о взаимопонимании с пожилыми – в лектории «Серебряный возраст»

Релиз

2025-12-02 Не о дефицитах, а о человеческой истории: разговор о взаимопонимании с пожилыми – в лектории «Серебряный возраст»


1 декабря в лектории «Серебряный возраст» завершился цикл лекций, организованных библиотекой им. Н.А. Некрасова совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). Финальной стала открытая лекция клинического психолога, медицинского психолога НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ, старшего преподавателя кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии МГППУ Марины Витальевны Калантаровой «Общаться с пожилым человеком. Как?».

В своем выступлении лектор предложила рассматривать поздний возраст как особый этап жизненного пути, связанный не столько с накоплением нового опыта, сколько с его переоценкой, осмыслением и передачей. Обсуждались возрастные задачи пожилого человека, роль наставничества и подведения жизненных итогов, а также феномен стигматизации пожилых людей в быстро меняющемся мире, где прежние знания стремительно устаревают, а ценность жизненной мудрости нередко недооценивается.

Отдельный блок лекции был посвящен феномену «института бабушек» в животном мире и человеческом обществе, психологии мудрости и особенностям познавательных процессов в пожилом возрасте. Марина Витальевна показала, что когнитивные изменения в старости – это не только про потери, но и про иные способы переработки информации, возможность принимать оригинальные решения, опираясь на жизненный опыт и интуицию. Участники узнали, какие особенности памяти, внимания и восприятия важно учитывать, когда мы обращаемся к пожилому человеку с просьбой, рекомендацией или за советом.

Марина Витальевна подчеркивала в лекции, что пожилой человек – это не сумма возрастных изменений, а носитель уникальной жизненной истории, и от того, замечаем ли мы эту историю и обращаемся ли к ней в общении, во многом зависит качество диалога между поколениями.

Практическая часть выступления была посвящена конкретным рекомендациям по общению с пожилыми людьми. Обсуждалось, как говорить, чтобы быть понятным и не обесценивать собеседника: строить высказывания поэтапно и лаконично, избегать сленга и культурных отсылок, которые могут быть незнакомы старшему поколению, обращаться к человеку, а не к его дефицитам, интересоваться мнением, давать пространство для эмоций и в то же время поддерживать ощущение достоинства и активного долголетия.

Вопросы слушателей отличались тематическим разнообразием. Участников, в частности, интересовало, нужно ли «сепарироваться» от старших поколений или, напротив, тесные связи с ними могут поддерживать развитие всех поколений; что именно стоит за «оригинальностью» решений пожилых людей; сохраняют ли люди умственного труда большую когнитивную гибкость в позднем возрасте; как общаться с пожилыми с тяжелыми когнитивными нарушениями и при этом не раздражаться. Звучали вопросы о границах естественного и «заданного свыше» в долголетии и здоровье, о влиянии искусственного интеллекта на когнитивные способности, о том, возможен ли репродуктивный период, продолжающийся до старости, как у некоторых животных. Часть вопросов участники адресовали лектору уже в индивидуальном порядке после окончания встречи.

Атмосферу лекции можно охарактеризовать как сочетание теплой, поддерживающей обстановки и выраженного запроса на практико-ориентированное знание: слушатели внимательно следили за выступлением и записывали ключевые тезисы. Значительная часть участников осталась после завершения основной части мероприятия, задавали дополнительные вопросы, обсуждали услышанное друг с другом.

Среди присутствующих было много тех, кто ищет конкретные рекомендации для общения с пожилыми родственниками. Лекцию также посетили представители «третьего возраста», заинтересованные в лучшем понимании происходящих с ними изменений и снижении тревоги по поводу наблюдаемых возрастных симптомов. Отдельную группу составили специалисты, работающие с пожилыми людьми (в том числе мастера творческих мастерских), которые стремятся повысить свою профессиональную компетентность во взаимодействии с возрастными группами.

Отклик на лекцию оказался исключительно позитивным. В своих комментариях, слушатели отмечали уважительное и бережное отношение Марины Витальевны к пожилым людям, образный и доступный язык изложения, а также «нетрагичный» взгляд на поздний возраст, способствующий снижению тревоги за собственное состояние. Особую благодарность слушатели выразили за конкретные, применимые в повседневной жизни советы, которые участники намерены интегрировать в общение со своими родственниками. Многие подчеркнули желание посещать и последующие лекции М.В. Калантаровой.

Лекция прошла в рамках цикла «Серебряный возраст», посвященного психологическим аспектам поздних этапов жизненного пути. Ранее в лектории состоялись открытая лекция психофизиолога Веры Дмитриевны Третьяковой «Возрастные изменения мозга. Что может влиять на этот процесс?» (31 октября) и лекция клинического психолога Ирины Федоровны Рощиной «Взгляд психолога на поздний возраст. Что и как меняется в психике?» (11 ноября).


Цикл лекций «Серебряный возраст» – площадка для открытого разговора о возрасте и долголетии.
Координатор курса – Анна Александровна Шведовская (МГППУ).

Запись цикла лекции «Серебряный возраст» будет доступна ориентировочно в декабре 2025 года в социальных сетях и на сайте Библиотеки Некрасова.


Официальные аккаунты МГППУ в социальных сетях:

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Портал психологических изданий PsyJournals.ru Факультет "Клиническая и специальная психология"