Вся психология в одном университете

Елена КУЗЬМИНА, «Тьюторство в инклюзивном образовании». РИА Новости, спецпроект «Дети в беде».

СМИ о нас

Елена Кузьмина, психолог Городского ресурсного центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, специально для спецпроекта "Дети в беде".

Развитие инклюзивной практики в российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возможность выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, тьюторское сопровождение.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в отечетсвенном образовании. 

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это особая исторически сложившаяся педагогическая позиция обеспечивает разработку так называемых Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы. Это характеристики тьютора для обычного ученика.

В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора - помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Сегодня в России должность "тьютор"официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №11 731 и №11 725 соответственно).

Специальность "тьютор" внесена в "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих", в раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Теперь муниципалитет может вполне законно дать ставку тьютора, а кадровая служба делать записи в трудовые книжки.

Решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 10 июня 2010 года для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2010-2011 учебном году определены 186 образовательных учреждений (91 - ДОУ и 95 - СОШ). На начало 2012 учебного года насчитывается 187 таких учреждений. В них обучаются и воспитываются почти тысяча детей с различными нарушениями развития.

В приказе Департамента образования города Москвы от 1 марта 2011 года № 166  "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы",  есть пункт о введении дополнительных ставок при наличие в школе 6 детей с ОВЗ, который обосновывает необходимость введения в штат дополнительных ставок специалистов, в том числе тьютора.

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ.

Далеко не каждый может выполнять функции тьютора для ребенка с ОВЗ. Сопровождение детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:

- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

- навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Сегодня в окружных ресурсных центрах и Городском ресурсном центре развития интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета специалисты проходят курсы повышения квалификации, где есть модули по тьюторскому сопровождению. Также в МГППУ постоянно организуются конференции, круглые столы по вопросам инклюзивного образования и тьюторства, собираются рабочие группы, оказывается консультативная помощь.

Ссылка на материал