Вся психология в одном университете

Ирина ДЬЯКОНОВА, «Ребенок в российских и британских СМИ». «Учительская газета».

СМИ о нас

Повышенный интерес и активность заимствование воспитательных концепций из других культур говорит об изменении существующих ценностей в Обществе. Современный этап характеризуется наличием новых артефактов в детско-родительских отношениях, в  частности;к таким артефактам относится уменьшение контроля родителей за ребенком, под которым мы понимаем регулярные проверки выполнения ребенком каких-либо норм, правил, законов. Этот факт определил проблему исследования как особенности представлений о ребенке в российскойи британской культуре на основе изучения современных СМИ. Мы выдвинули гипотезу о том, что в английской культуре детям приписывается больше обязанностей, чем прав, а в русской культуре - больше прав, чем обязанностей. 

В исследовании я использовала метод контент-анализа, провела отбор статей британских и российских авторов, посвященных проблемам детства и детско-родительским отношениям, среди которых независимое третье лицо выбрало наиболее интересные ему. Из статей были выбраны такие, в названии которых встречались слова «дети», «ребеноК», «датский». Таким образом, в работе были исследованы 12 статей, взятых с британских и российских сайтов, посвященных общественно-политическим проблемам. 

ПО результатам российской выборки было установлено, что наибольшее внимание современные СМИ уделяют проблемам детей - 15,52%. Вторая по частоте упоминания тема - решение проблем - 7,24%. Права и возмоности детей российские авторы упоминают в 4,48% от общего объема текста. Меньше всего в выбранных статьях авторы обратили внимание на такие темы, как удовлетворенность жизнью - 1,06% и проявление проблем - 0,69%. Совсем не рассматривалась категория неудовлетворенностью жизнью. 

В статьях британских авторов наибольшее внимание было уделено образу для подражания - 14,86%, проблемы детей встречаются в статьях британских авторов в 13,51%, уделяется внимание темам проявления детских проблем - 9,46%, удовлетворенности жизнью - 6,76%, права и возможности упоминаются реже всего - 2,70%, тему правил авторы не затрагивают вовсе. Таким образом, можно сказать, что существует этнопсихологическая специфика представления о ребенке в СМИ. В британских СМИ образ ребенка тесно связан с образом, предъявляемым взрослым, который несет в себе значимые в обществе права и обязанности. Ребенок предстает субъектом отношений, он имеет право на выражение своих чувств и эмоций. В российских СМИ образ ребенка - объект воздействия взрослых: с одной стороны, он трагический, демонстрирующий многочисленные проблемы, с другой - не признающий за этим ребенком наличие собственных эмоций и чувств. Права и обязанности преподносятся напрямую, в виде свода правил, в отрыве от образа, предъявляемого взрослыми.