Ольга ХУХЛАЕВА, «Влияние культуры на социализацию детей». «Учительская газета».
СМИ о нас
Влияние культуры на социализацию детей
В свете нарастания остроты конфликтов в молодежной среде повышается значимость понимания закономерностей социализации детей и подростков, на которых оказывает влияние специфика культуры, в которой они развиваются. Как известно, социализация направлена на формирование принятой в культуре модальной личности, которая включает в себя основные конфигурации черт, необходимых для воспроизводства и дальнейшего существования культуры. На социализацию существенное влияние оказывает тип родительского воспитания, хотя он во многом сопоставим с влиянием таких институтов социализации, как детский сад и школа, а также широкое социальное окружение. Наша цель - рассмотреть специфику воздействия на социализацию ребенка только его ядерной семьи в аспекте культуры.
Основное отличие в воспитательных воздействиях взрослых - придание ими различной значимости тем или иным возрастным периодам, а также различное содержательное наполнение стадий психосоциального развития.
Коллективизм-идивидуализм оказывает наибольшее влияние на младенчество и формирование у ребенка таких качеств, как эмоциональная близость к матери или отстраненность. Это явление находит свое отражение в сравнительных исследованиях привязанности к матери и выделении оптимальных ее типов (уверенная - в США, избегающая - в Германии, амбивалентная - в Японии).
Дистанция власти очень важна для развития ребенка в дистанция (Россия, Албания, Китай) определяет сверхконтроль в воспитательных воздействиях родителей, низкая способствует воспитанию ранней самостоятельности, акцентирует необходимость индивидуальной свободы, умения делать выбор, осознавать его и нести за него ответственность (Германия, Австрия, Англия, Швеция).
Когда ребенок начинает осваивать окружающий мир в дошкольном возрасте, большое влияние начинает оказывать уровень избегания неопределенности. Низкий уровень (Великобритания, Дания, Швеция, США) способствует формированию у детей инициативности, свободной поисковой активности, ограниченной общественными правилами (нельзя капризничать, драться нехорошо) и авторитетом старших (можно то, что разрешают).
В маскулинных странах (Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Мексика) для детей важны личные достижения, обязательная успешность, соблюдение обязанностей строго регламентируется.
Ольга ХУХЛАЕВА, профессор МГППУ
Учительская газета, 22 марта 2011