Вся психология в одном университете

Анна ЛИТВИНОВА. "Вызов времени: мониторинг безопасности образовательной среды". Агентство национальных новостей

СМИ о нас

Вызов времени: мониторинг безопасности образовательной среды

04.09.13 10:24

Прошедший недавно День Знаний вновь сфокусировал внимание представителей науки и общественности, а также педагогов и родителей школьников на проблеме обеспечения качественного образования в российских школах. Сегодня «АНН» публикует интервью А. В. Литвиновой, кандидата психологических наук, зав. лабораторией социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета. В интервью рассказывается о базовых понятиях современной образовательной среды, о роли и инструментарии МРЦ БОС МГППУ в ее изучении и улучшении.

- Анна Викторовна, ознакомьте, пожалуйста, наших читателей с понятием «безопасность образовательной среды», являющимся одним из показателей качества образования.

- «Безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Если в отношении данного понятия у ученых в большей мере наблюдается единство мнений, то понятие «безопасность образовательной среды» в настоящее время является дискуссионным. Мы разделяем позицию руководителя нашего Центра, доктора политических наук Кирсанова А.И. и под безопасностью образовательной среды понимаем систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию образовательных интересов личности, общества и государства. Данный подход интересен тем, что предполагает заинтересованное участие и организацию взаимодействия в обеспечении безопасности образовательной среды всех элементов ее системы: не только участников образовательного процесса (администрации образовательных учреждений и учителей, обучаемых и их родителей – законных представителей), но и органов управления образованием, государственных органов безопасности, правоохранительных органов и других заинтересованных органов исполнительной власти (от территориального уровня до федерального), а также различных общественных организаций.

Необходимо понимать, что развитие творческой, социально ответственной личности возможно только в условиях образовательной среды, которая обеспечивает снижение рисков и угроз безопасности физического, психического и социального благополучия обучающихся. И эти условия, возможно, создать только совместными усилиями.

- Каковы основные задачи мониторинга комплексной безопасности образовательной среды?

- Основная цель состоит в изучении состояния комплексной безопасности образовательной среды образовательных организаций (ДОО, школы и колледжи). Важно понимать необходимость проведения мониторинга на разных уровнях образовательных организаций для своевременного выявления и предотвращения рисков и угроз безопасности образовательной среды.

В этих целях сотрудниками лаборатории решаются следующие задачи:

- разработка и корректировка методики измерения параметров комплексной безопасности образовательной среды;

- измерение выраженности рисков и угроз обеспечения безопасности образовательных организаций;

- анализ динамики рисков нарушения безопасности образовательной среды на уровне конкретной образовательной организации, округа и в целом города;

- разработка рекомендаций по минимизации рисков и повышению безопасности образовательной среды образовательных организаций разного уровня.

- Расскажите, пожалуйста, о предпосылках проведения мониторинга комплексной безопасности образовательной среды.

- Увеличение числа внешних и внутренних социально-психологических угроз (чрезвычайные ситуации в образовательных организациях, употребление психоактивных веществ, физическое и психологическое насилие в образовательной среде, проявления ксенофобии и экстремизма и др.) послужило предпосылками для изучения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов образовательной среды. Необходимость проведения мониторинговых исследований обусловлена потребностью в актуальной и достоверной информации о состоянии различных сторон безопасности образовательных организаций органов управления образованием, администрации образовательных организаций, а также других заинтересованных органов государственной власти города Москвы.

- Какие мониторинговые исследования на сегодня реализованы научным коллективом Вашей лаборатории в содружестве с другими сотрудниками МРЦ БОС МГППУ?

- В соответствии с распоряжением Департамента образования города Москвы проведены три мониторинга. Пилотный мониторинг комплексной безопасности образовательной среды проводился в мае 2012 года в школах города Москвы из разных округов города Москвы и различающихся по уровню безопасности (по данным Департамента образования города Москвы и заинтересованных территориальных органов государственной власти). По результатам мониторинга была осуществлена корректировка инструментария и методики проведения опроса.

Следующий мониторинг комплексной безопасности образовательной среды реализован в сентябре – октябре 2012 года, в нем участвовали школы, рекомендованные окружными управлениями образования города Москвы.

По результатам мониторингов была разработана технология электронной формы опроса с учетом дальнейшей корректировки инструментария и методики проведения. Все это позволило в текущем 2013 году с марта по май провести мониторинг не только в школах, но и образовательных учреждениях других уровней. На основе случайного отбора образовательных организаций в мониторинге приняли участие 50 школ, 22 ДОО и 15 колледжей.

Необходимо отметить, что организация и проведение мониторинга - это кропотливый совместный труд сотрудников всех подразделений Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды. Сотрудники Центра с полной отдачей включались в мониторинг на разных его этапах: разработки инструментария, создания и реализации электронной формы опроса, сбора и создания базы данных, статистической обработки полученных результатов, проведения инструктивных и итоговых семинаров.

- Кто вошел в экспертную группу проекта?

- На разных этапах проведения мониторинга, уточнения его параметров, инструментария и обсуждения результатов в качестве экспертов привлекались:

- представители Городского экспертно-консультативного Совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы;

- руководители образовательных организаций города Москвы;

- специалисты территориальных органов власти (Главное управление МЧС России по городу Москве, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве, Управление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по городу Москве, а также Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области);

- специалисты, занимающиеся теоретическими и прикладными исследованиями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательной среды.

- Кто принимал участие в обследовании?

- Это зависело от уровня образовательной организации. В ДОО принимали участие родители детей старших групп и педагогические работники. В школах – ученики 8-х и 10-х классов, их родители, педагоги и администрация. В колледжах – студенты старших курсов, педагоги и администрация. В мониторинговом исследовании применялись 2 формы анкеты: «бумажная» для родителей и электронная для всех других респондентов.

В целях информирования директоров (ответственных) образовательных организаций об особенностях и процедуре проведения исследования в рамках мониторинга проводились инструктивно-методические занятия, на которых разъяснялась стратегия взаимодействия по сбору и первичной обработки данных мониторинга. Результатом стали скоординированные совместные действия и организованное проведение мониторинга в обозначенные сроки.

- Как можно прокомментировать результаты обследования образовательных организаций города Москвы, проведенного в рамках мониторинга комплексной безопасности образовательной среды?

- Все участники мониторинга школ положительно оценивают меры, принимаемые Департаментом образования города Москвы по улучшению качества физической охраны образовательных организаций. В то же время указывается на необходимость дельнейшего повышение безопасности школы не только в улучшении качества работы сотрудников частных охранных предприятий, работников столовой и школьного питания, но и технического оснащения учебных аудиторий, обеспечении современным компьютерным оборудованием. Участники мониторинга отмечают важность регулярного и качественного проведения просветительских мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, обеспечивающих реализацию в них активности воспитанников и обучающихся.

- Давайте, к примеру, обсудим актуальную ныне тему насилия в образовательной среде. Каковы результаты мониторинга в этом контексте?

- О распространении насилия над детьми в России можно судить по данным, приведенным Федеральной службой государственной статистики: в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних (все лица мужского и женского пола до 17 лет включительно), из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В 2011 году их число составило 93,2 тыс., из которых погибло 1,8 тыс., получило тяжкий вред здоровью — 2,5 тыс. по данным ВОЗ (Информационный бюллетень N°356. ВОЗ. Август, 2011) травле и издевательствам подвергаются 8,6% - 45,2% мальчиков и 4,8% - 35,8% девочек.

Проблема насилия в образовательных организациях долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить. Физическое и психологическое насилие повышает риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств, депрессии, приводит к нарушению самооценки, возникновению проблем в налаживании дружеских отношений. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, является причиной для возникновения мыслей о суициде.

Родители отмечают, что одноклассники их ребенка чаще подвергаются физическому насилию со стороны других учащихся. К сожалению, есть случаи проявления насилия со стороны педагогов. Учителя считают, что среди учащихся распространены отдельные случаи драк, избиений, порчи личного имущества. По мнению родителей, наблюдаются факты психологического давления со стороны учащихся и учителей. Учителя в свою очередь испытывают насилие чаще со стороны родителей, чем коллег.

Полученные результаты, подтверждающие проявление физического и психологического насилия, свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию у обучающихся навыков конструктивного решения проблемных ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- В заключение: в чем выражается практическая значимость мониторингов?

- По результатам проведенных мониторингов разрабатываются рекомендации субъектам обеспечения безопасности образовательной среды: администрации образовательных организаций, классным руководителям, социальным педагогам, школьным психологам; заинтересованным территориальным органам исполнительных органов государственной власти в городе Москве.

Важны, конечно, результаты не сами по себе, а их востребованность специалистами на разных уровнях организации безопасности образовательной среды.

Ссылка на материал