«Ярмарка идей на Юго-Западе - 2014"
Новость
![«Ярмарка идей на Юго-Западе - 2014](/files/galleries/photos/f19249dc1adda4ae7fc12bed86483f06.jpg)
«Ярмарка идей на Юго-Западе - 2014"
В марте 2014 года научный сотрудник лаборатории медико-психологической реабилитации VUGGE Кошкина Анна Александровна в качестве эксперта приняла участие в оценке и рецензировании проектных и исследовательских работ по психологии в рамках ежегодного конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе - 2014».
Учредителями конкурса являются Российская Академия Наук, Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы и Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.
В конкурсе приняли участие учащиеся образовательных учреждений города Москвы, городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья в возрасте от 7 до 17 лет, представившие проекты исследовательского, творческого, информационно-поискового или практико-ориентированного характера по следующим предметным циклам: социальный, гуманитарный, естественнонаучный, информационно-математический и технологический.
Целью конкурса являются выявление и развитие одаренности, познавательных, организаторских и художественных способностей и талантов учащихся; выявление оригинальных и интересных работ; поощрение лучших достижений; поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей поддержки в профессиональном развитии.
Конкурс в числе прочих позволяет решить задачу привлечения широкого круга специалистов к образовательному процессу. В качестве экспертов проектных и исследовательских работ выступили представители ведущих ВУЗов Москвы, специалисты различных профессиональных областей и представители прессы.
Хочется отметить значительное количество представленных работ по психологии, что свидетельствует о достаточно большом интересе учащихся, как младших, так и старших классов к изучению различных областей психологической науки, в том числе к проблеме зависимостей – так, в числе работ, представленных к экспертизе, некоторые были посвящены изучению интернет-зависимости и ее профилактике.
Среди работ, имеющих практическую значимость и представляющих научный интерес в области изучения аддиктивного поведения, можно выделить работу, посвященную исследованию самооценки подростками своего виртуального и реального «Я». Было показано, что в 75% случаев в сети подростки оценивают себя как более общительных, уверенных, самостоятельных, успешных, уважаемых и взрослых. Среди опасностей массового создания виртуальных личностей авторы проекта выделяют возникновение инфозависимости; смешение реального и нереального, субъективного и объективного; потерю своего истинного «Я» подростком из-за постоянной демонстрации различных фасадов. Таким образом, сильное расхождение между самооценкой реального и виртуального «Я» подростков можно рассматривать как фактор риска возникновения интернет-зависимости.
В другой работе учащимися 11 класса было поставлено целью изучение психологических аспектов участия в социальных сетях современных подростков, в результате чего авторы пришли к выводу, что социальные сети, с одной стороны, позволяют удовлетворять возрастные психологические потребности подростков, но, с другой стороны, могут оказывать негативное влияние на их психологическое развитие. Так, в работе показано, что использование социальных сетей препятствует овладению практическими навыками реального конструктивного общения и методами плодотворного решения межличностных проблем в реальном социальном пространстве. Для некоторых подростков анонимность в виртуальном пространстве создаёт условия для вседозволенности, в которых они могут проявлять по отношению к партнерам по общению агрессивность и грубость, вплоть до создания ситуации психологического преследования – кибербуллинга. В этих обстоятельствах культивируются асоциальные чувства и поведение: участники исследования, которые сами участвовали в кибербуллинге, объясняют свое поведение желанием отомстить, желанием выделиться, чувством ненависти, мести. При этом часть подростков не обладает навыками саморефлексии, не может сформулировать свое отношение, определить свои чувства, а также не может поставить себя на место другого человека, чтобы понять его чувства в ситуации кибербуллинга. Участие в социальных сетях способствует развитию интернет-зависимости у некоторых подростков. Когда нет доступа в социальные сети, подростки испытывают отрицательные чувства: грусть, ощущение беды, подавленность, скуку, чувство неполноценности.
Конкурсные работы говорят о творческом потенциале учащихся, демонстрируют умения и навыки исследовательской деятельности, обогащая научные знания, в частности, в области психологии зависимости.