Вся психология в одном университете

12 октября 2016 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось представительное Совещание руководителей образовательных организаций высшего образования по развитию педагогического образования. В организации совещания активное участие принял МГППУ.

Новость

Виталий Рубцов выступает на пленарном заседании Совещания

В первой половине дня начали работу три секции (круглые столы) Совещания, собравшие более 200 участников. Модератором первой секции «Модернизация педагогического образования: реализация и перспективы» стал ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, академик РАО, профессор Виталий РУБЦОВ. Открывая круглый стол, в работе которого приняли участие 52 человека – ректоры и проректоры университетов из разных регионов страны, представители профсоюза и Российской академии образования, профессионального и экспертного сообщества, Виталий Рубцов отметил:

- Как все вы знаете, в Российской Федерации реализуется Проект модернизации педагогического образования, который в 2014 году был инициирован Минобрнауки России в рамках Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Одновременно с этим началась разработка и апробация профессионального стандарта педагога, и это необходимо учитывать в нашей сегодняшней дискуссии.

- Также, - сказал далее Виталий Рубцов, - сегодня нам очень важно понять, что было сделано в рамках Проекта, в какой точке мы сейчас находимся, как реализуются многочисленные новые основные профессиональные образовательные программы, созданные во многих десятках вузов страны.

- Наконец, - заключил ректор МГППУ Виталий Рубцов, - всем нам необходимо посмотреть на Проект с точки зрения его перспективы и развития. Конечно, сделан очень серьезный прорыв в модернизации педагогического образования, но вместе с тем, появились и новые системные вызовы, на которые все нам придется давать ответ.

В ходе круглого стола, продолжавшегося более четырех часов в Зале коллегии Министерства образования и науки РФ, его участники рассказали об успехах и трудностях осуществляемых ими проектов, обозначили цели и задачи второго этапа Проекта модернизации педагогического образования, который начался в 2016 году.

Подводя итоги живой и плодотворной дискуссии (а на заседании секции выступило абсолютное большинство ее участников), ректор МГППУ, академик РАО, профессор Виталий Рубцов заявил:

- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических кадров, Проект модернизации педагогического образования, инициированные нашим Правительством, Министерством образования и науки, тесно связаны с разработкой и внедрением профессионального стандарта педагога. И в этом смысле значение нашего Проекта трудно переоценить. Он действительно нацелил систему профессиональной подготовки педагога на профессиональную деятельность, когда был сделан упор на усиление практической подготовки будущих учителей.

- Вместе с тем, - продолжил ректор МГППУ Виталий Рубцов, - Проект модернизации педагогического образования, как всякий проект, столкнулся с рядом крупных проблем. Во-первых, есть вопрос о месте, роли и необходимом объеме предметной подготовки. Вторая проблема – это выстраивание взаимосвязи разных образовательных стандартов, их содержание, о чем мы так много говорили сегодня во время нашего круглого стола.  

В-третьих, укрепляя предметную подготовку различных категорий педагогических работников, нельзя забывать о метапредметных, личностных образовательных результатах школьников. Именно эти результаты, - заявил академик Виталий Рубцов, - обеспечивают развитие и воспитание наших детей. Реализуя Проект, мы ослабли наше внимание к этой проблеме. И бесспорно, профессиональное сообщество должно вернуться к личностным образовательным результатам. Воспитательные процессы в образовании ни в коем случае, никогда не должны уходить на второй план.

Во второй половине дня 12 октября 2016 года началось пленарное заседание Совещания, на котором председательствовала Ольга ВАСИЛЬЕВА, Министр образовании и науки Российской Федерации. Открывая заседание, Ольга Юрьевна отметила:

- Во-первых, давайте поговорим о том, как всем нам выстроить полноценное педагогическое образование, чему и как мы учим, кого мы готовим. Во-вторых, хотелось бы узнать о том, как учителя, педагогическое сообщество в целом относятся к образовательным стандартам. Я уже знакома с мнением многих докладчиков на трех секциях нашего Совещания, и они считают, что образовательные стандарты вовсе таковыми не являются. Побывав во многих регионах страны, я не раз слышала от педагогов, что многие эти стандарты лишены  какой-либо конкретики.

- В последнее время, продолжила Ольга Васильева, - я много говорила о едином образовательном пространстве страны. Сегодня выясняется, что даже на уровне педагогического бакалавриата этого пространства страна не имеет. Кроме того, отдельного разговора требуют ФГОСы, в которых отсутствуют специальные компетенции. А ведь это вступает в противоречие с профессиональным стандартом педагога, который также требует дополнительного и разъяснения, и осмысления, и очень вдумчивого подхода.

Завершая свое выступление, Ольга Васильева заявила:

- На сегодняшний день перед всей системой педагогического образования стоит важнейшая задача – а именно задача по возвращению на прежний уровень воспитательной работы, которая связана с дополнительным образованием наших детей и молодежи.

Докладывая на пленарном заседании об итогах работы секции «Модернизация педагогического образования: реализация и перспективы», ее модератор Виталий Рубцов, в частности, сказал:

- Участники нашей секции отметили, что выполняемая профессиональным сообществом работа соответствует постановлению Правительства от 2014 года «Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Участники секции обсудили первый и второй этап Проекта модернизации педагогического образования.

На первом этапе (он завершился в 2015 году), ключевым результатом можно считать профессионализацию программ подготовки педагогов, в соответствии с требованиями профессионального стандарта. А это очень важно, потому что главная задача, которую решал Проект, - это приведение системы подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профстандарта.

- Второй важнейший результат первого этапа, отметил профессор Виталий Рубцов,  – усиление практической подготовки выпускников. Мы подтвердили (и в программах нашего Проекта это отражено), что практика не является иллюстрацией теории. Практика – это, фактически, такая же система знаний, и она имеет особое значение для педагогического образования.

- Что касается второго этапа Проекта, - продолжил Виталий Владимирович, - то на 2016 год намечена подготовка нормативной базы, и здесь очень важно учитывать соотношение различных стандартов. Совершенно очевидно, что без ориентации уже на новую версию профстандарта педагога нельзя разрабатывать ни новые образовательные  программы, ни, собственно, сами ФГОСы.

- Вместе с тем, - подчеркнул академик Рубцов, - наша секция обращает особое внимание на ряд принципиальных вопросов, без решения которых  дальнейшую реализацию Проекта модернизации педагогического образования нельзя считать эффективной.

Первое: это определение роли и места необходимого объема предметной подготовки различных категорий педагогов. Второе: это комплексный учет не только требований профессионального стандарта педагога, но и федеральных государственных стандартов общего образования. Третье: это разработка новых программ подготовки педагогов в рамках двухпрофильного бакалавриата, позволяющего обеспечить эффективное трудоустройство будущих педагогов с учетом реальных потребностей рынка труда. Четвертое: это определение места и задач аспирантуры в системе образования. Наконец, пятое: это оценка профессиональных компетенций и измерительных материалов, включая профессиональный экзамен. Все перечисленное, разумеется, требует специального обсуждения.

Как заявил далее Виталий Рубцов, участники секции полагают, что профессиональному сообществу необходимо направить усилия на развитие педагогического образования в России, реализацию Проекта модернизации педагогического образования, создание единого образовательного стандарта, направленного на формирование профессиональной идентичности будущих педагогов.

Кроме того, подчеркнул академик Виталий Рубцов, необходимо сформировать Национальную систему учительского роста. Это является Поручением Президента России, данным по итогам Заседания Государственного Совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года.

Завершая свое выступление, Виталий Рубцов заявил:

- Само сегодняшнее Совещание можно считать важнейшим этапом в реализации Проекта модернизации педагогического образования. Благодарим Минобрнауки России за его организацию.

На пленарном заседании также выступили:

  • Людмила ВЕРБИЦКАЯ, Президент Российской академии образования
  • Сергей КРАВЦОВ, руководитель Рособрнадзора
  • Юрий ЗИНЧЕНКО, вице-президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Николай МАЛОФЕЕВ, вице-президент Российской академии образования
  • Алексей ЛУБКОВ, заместитель Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Завершая Совещание руководителей образовательных организаций высшего образования по развитию педагогического образования, Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила о том, что отныне такие совещания будут проводиться два раза в год: в начале и конце учебного года.

ПРЕСС-СЛУЖБА МГППУ