Вся психология в одном университете

Кафедре возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ присвоено имя Людмилы Филипповны Обуховой

Новость

Людмила Филипповна Обухова

Людмила Филипповна Обухова

С именем Л.Ф Обуховой связано становление факультета психологии образования МГППУ и кафедры возрастной психологии. Людмила Филипповна читала основные базовые дисциплины, была создателем и руководителем  международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ. Благодаря ее энтузиазму в МГППУ появились именные аудитории В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и других классиков отечественной и зарубежной психологии.

Под руководством Л.Ф. Обуховой защищено более 30-ти кандидатских диссертаций. Людмила Филипповна — автор фундаментального учебника «Возрастная психология», многократно переиздававшегося, ставшего классическим, по нему учатся многие студенты не только в России, но и в ближнем зарубежье.

Людмила Филипповна Обухова родилась в Москве в очень скромной рабочей семье, сразу после школы она поступила на психологическое отделение философского факультета  МГУ, закончила его в 1960, осталась на факультете, сначала старшим лаборантом, потом младшим научным сотрудником. В 70-е она курировала группу слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ, много сил отдала работе в интернате для слепоглухих в Загорске. Там она воочию увидела «практичность» культурно-исторической теории, на основах которой базировалась работа в интернате. В 1972 Л.Ф.Обухова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование элементов научного мышления у ребенка» под руководством П.Я. Гальперина. Верность идеям Гальперина она сохранила на всю жизнь, ее лекции об основных научных идеях Гальперина были и останутся подлинной классикой.

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л.Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования - естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития. Л.Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальной верификации ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж. Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.