Вся психология в одном университете

Доступность высшего образования для студентов с ограниченнными возможностями здоровья и инвалидностью в МГППУ

Новость

Одна из важнейших задач Московского государственного психолого-педагогического университета — обеспечить максимально комфортные и продуктивные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Накануне стартовавшей 21 июня в МГППУ IV Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» корреспондент пресс-службы университета побывал на факультете информационных технологий.

В соответствии с решением Минобрнауки России на базе факультета информационных технологий МГППУ создан модельный образец обучения студентов с нарушениями зрения, включающий в себя уникальное техническое обеспечение, элементы доступной среды, помощь опытных преподавателей, адаптированные учебные планы. Факультет находится в одном из кампусов МГППУ на Открытом шоссе (г. Москва).

На факультете реализуется программа доступной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью, включающая, например, новую удобную навигацию по кампусу. Студенты пользуются адаптированными рабочими местами в компьютерном классе, где в состав программного обеспечения входит программа невизуального доступа JAWS, вместо обычной клавиатуры — тактильный брайлевский дисплей, а вместо настольных ламп — камеры с технологией распознавания оптических символов, которые позволяют "читать" почти любую плоскопечат­ную книгу.

Индивидуальные учебные планы предполагают отдельное время для обучения работе с новыми технологиями для слабовидящих. Среди таких технологий – уникальный отечественный прибор, портативный компьютер "ELBRAILLE", совмещающий сразу несколько функций: от диктофона до чтения брайлевских текстов.

МГППУ — действительно лидер, если говорить о тех возможностях, которыми могут воспользоваться для получения высшего образования люди с нарушениями зрения. Сейчас в стенах нашего университета таких ребят больше 20 человек. МГППУ — единственный вуз России, где специально создана лаборатория по производству мелко-тиражной брайлевской литературы.

— Мы печатаем книги и пособия шрифтом Брайля на самом современном оборудовании в мире. Например, математические тексты набираются с помощью программы, разработанной на нашем же факультете. Все символы в системе Брайля — это комбинации из шести точек. То есть, максимальное число таких комбинаций — 63. Этого не всегда достаточно. Поэтому для написания формул предусмотрена достаточно сложная система префиксов, обозначений, выделений, которые позволяют менять значение точечной комбинации. Сложные математические знаки записываются в строчку. Чтобы понять, где кончился числитель и начался знаменатель, существуют специальные значки. Таким образом, процесс подготовки математических материалов к печати достаточно сложный: каждый знак должен иметь и свой прототип в электронном варианте. В плоском письме таких знаков просто нет. Для этого и нужно дополнительное программное обеспечение. Кроме того, мы печатаем рельефные и цветные изображения, которые выдавливаются на бумаге. Это очень удобно для студентов с остаточным зрением, —  объяснил Владимир СОКОЛОВ, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения.

Студенты и сотрудники факультета информационных технологий разрабатывают и патентуют и другие уникальные технологии в помощь студентам с ОВЗ.

— На нашем факультете разработаны система "Гиперсаунд", которая позволяет создавать удобные аудиокниги для студентов с нарушениями зрения, проект "Тактильная рука" — устройство, которое преобразует любые данные в комбинацию механических воздействий, ощущаемых пользователем, различные компьютерные приложения, — подчеркнул декан факультета Лев КУРАВСКИЙ.

Многие студенты с нарушениями зрения имеют высокие достижения в математических дисциплинах и программировании. Эти результаты в том числе связаны с опытом письма по Брайлю: чтобы овладеть таким письмом, нужно накалывать текст на плотной бумаге в зеркальном отражении, то есть иметь достаточно хорошее пространственное мышление.

– 100 процентов наших студентов с ОВЗ работают по специальности. Многие из них проходят серьезный отбор наравне со здоровыми выпускниками разных вузов и побеждают в нем. Один из наших недавних выпускников успешно работает в Яндексе. Мы гордимся нашими студентами и надеемся передать наш опыт другим вузам страны, – добавил Лев Куравский.

С 2005 года в МГППУ действует Центр содействия трудоустройству выпускников, который помогает построить карьеру абсолютному большинству выпускников с ОВЗ, контролирует процесс трудоустройства на каждом этапе. Это не просто помощь в поиске подходящих вакансий, но систематическое обучение и поддержка: студенты участвуют в семинарах и тренингах — учатся взаимодействовать с работодателем и писать резюме, в то время как специалисты Центра формируют для них базу предпочтений. Отдельное направление — профориентационная работа с родителями.

— Иногда родители склонны завышать, или, наоборот, занижать компетенции своих детей-студентов с ОВЗ. Мы помогаем им оценить реальную ситуацию и возможности, – отметила руководитель центра Антонина ТЕРЕХОВА.

В составе университета уже год действует Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) — подразделение, которое помогает организовывать инклюзивное образование благодаря комплексной методической поддержке, помощи в повышении квалификации преподавательского состава, консультированию. РУМЦ, как модель организации инклюзивной среды ВУЗа в будущем должен стать ориентиром для других столичных и региональных учебных заведений.

Пресс-служба МГППУ