Вся психология в одном университете

Телемост МГППУ/ЮНИСЕФ с регионами РФ «Инклюзивное образование: законодательные и нормативно-правовые аспекты»

Новость

Image_1

Image_1

24 мая 2010 года Институтом проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ был организован и проведен телемост с 5 регионами РФ: Архангельской, Новосибирской, Самарской, Томской областями и Республикой Карелией. Регионы были представлены чиновниками управлений образования и представителями некоммерческих организаций, занимающимися организацией образования детей с ОВЗ в системе общего образования. В своих выступлениях регионы отразили существующие проблемы организации инклюзивного образования и нормативно-правовую базу его реализации.

 

Томскую область представляла руководитель областного ПМПК Артюшенко Наталья Петровна, обозначившая ряд региональных документов, регулирующих создание условий обучения для детей с ОВЗ: 

  1. Договор между общеобразовательным учреждением и специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением, по которому психолого-педагогическое сопровождение ученика с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляют специалисты СКОУ (обучение педагогов ОУ, обеспечение дидактическими материалами, составление индивидуального учебного плана),
  2. Положение по ДОУ в части посещения детьми с ОВЗ занятий логопеда, психолога, дефектолога  по индивидуальному графику,
  3. Приказ об организации для детей группы риска диагностических классов полного дня в СКОУ, с наполняемость 12-13 детей. Результат – 93% направляются в ОУ.
  4. Наличие в регионе образовательной вертикали для лиц с ментальными нарушениями: СКОУ-профобразование.
  5. Приказ о курации членами ПМПК образовательных учреждений, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Статистика по региону: экспериментальная площадка по организации инклюзивного образования включает 2 ОУ и 6 ДОУ; в ОУ без создания условий обучаются 756 детей с ОВЗ. 

 

Как факт было отмечено отсутствие дополнительного финансирования обучения детей с ОВЗ в ОУ. 

 

Республику Карелию представлял зам. Министра Геннадий Сараев. Статистика региона: 2359 детей-инвалидов, из них 251 ребенок со сложной структурой дефекта, не обслуживающий себя самостоятельно. 67% детей-инвалидов посещают ОУ и ДОУ. 

 

Организация обучения детей-инвалидов регулируется следующими актами: 

  1. Закон, устанавливающий нормативы предоставления образовательных услуг детям со сложной структурой дефекта в части 1) предоставления индивидуального сопровождающего, 2) возмещения затрат родителям по транспортным расходам по доставке в ОУ, 3) по организации условий получения образования.
  2. Постановление Правительства республики по созданию доступной среды (на данный момент – 18 ДОУ).

В ближайшее время предполагается подготовка 

  1. внесения в Положение о ПМПК и МСЭ рекомендаций по анализу образовательной среды,
  2. расчет коэффициента для перехода от класскомплектного финансирования на подушевое с учетом уровня необходимых реабилитационных услуг,
  3. предложений к МСЭ по разработке ИПР по месту проживания и обучения ребенка.

Самарская область была представлена Евгением Печерских (РООИ Десница), проанализировавшим имеющиеся нормативные акты: 

  1. Приказ 2007г. «О создании интегративных образовательных учреждений», предусматривающий  подушевое финансирование детей с ОВЗ.
  2. Приказ о создании интегративных ДОУ.
  3. Областная целевая программа «О создании образовательных ресурсов», определившая создание cети инклюзивных школ и создание 13 (по числу образовательных округов) территориальных ресурсных агентств, осуществляющих  поддержку ОУ, реализующих инклюзивную практику в части разработки индивидуального учебного плана, и создания рекомендаций по обучению ребенка с ОВЗ.

Проблема финансирования ребенка с ОВЗ в ОУ в регионе осуществляется по нормам финансирования соответствующего СКОУ. 

 

Кроме того, в настоящее время готовится Закон об инклюзивном образовании и обращение в Министерство образования и науки РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ в части определения термина «инклюзивное образование» и «дети ОВЗ». 

 

Новосибирскую область представляла заместитель начальника управления Комитета образования Плетнева Ирина Юрьевна, подчеркнувшая назревшую необходимость разработки законодательной и нормативно-правовой базы для осуществления инклюзивной практики, в том числе и упрощенный вариант лицензирования ОУ по программе VIII вида и придания СКОУ новых функций – методических центров по сопровождений детей с ОВЗ в ОУ. 

 

От Москвы выступали директор Центра «Тверской» ЦАО Москвы Марина Семенович, которая поделилась опытом разработки локальных актов учреждения на этапе экспериментальной деятельности и заместитель директора Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования Елена Кутепова, которая сделала некоторые комментарии к принятому Закону города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». 

 

В результате обсуждения было высказано предложение о подготовке решения телемоста и направления в Минобрнауки материалов с предложениями по законодательному обеспечению инклюзивного образования в РФ в русле предстоящей ратификации Конвенции о правах инвалидов. 

 

Вела видеоконференцию Светлана Алёхина, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования.