В МГППУ обсудили возможности повышения доступности учебных материалов для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Новость
14 февраля в читальном зале библиотеки МГППУ по адресу Сретенка, 29 прошел семинар-совещание «Доступность учебных материалов и библиотечных ресурсов для студентов с инвалидностью в университете». В мероприятии приняли участие деканы факультетов, сотрудники, курирующие обучение лиц с инвалидностью, сотрудники Ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с инвалидностью, сотрудники учебного управления. Модератором семинара-совещания выступила Светлана АЛЕХИНА, кандидат психологических наук, проректор по инклюзивному образованию МГППУ. В своем вступительном слове она отметила, что статус университета в сфере инклюзивного образования достаточно высок для экспертизы в данной области.
На семинаре-совещании выступили: Анжела ДРОБЯЗЬКО, кандидат педагогических наук, проректор по профессиональному образованию МГППУ; Виктория ПОНОМАРЕВА, начальник отдела информационного обеспечения и компьютеризации Фундаментальной библиотеки МГППУ; Гузель САИТГАЛИЕВА, кандидат социальных наук, начальник учебно-методического отдела Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ МГППУ; Владимир СОКОЛОВ, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения факультета информационных технологий МГППУ; Елена КУЗЬМИНА, декан факультета дистанционного обучения МГППУ; Сергей ИВАНОВ, директор компании «Ай Пи Эр Медиа».
Анжела ДРОБЯЗЬКО привела статистику адаптации учебных программ под нужды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
– На данный момент утверждено и одобрено 3 программы: 2 бакалавриата и 1 специалитет. Все они разработаны на факультете информационных технологий. Всего должно быть адаптировано 39 программ. Необходимо прописать подходы, нюансы и особенности, связанные с обучением лиц с ОВЗ в университете. Для этого необходимы локальные нормативные акты. Нужны методические рекомендации по организации и осуществлению образовательного процесса обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Анжела Дробязько сообщила, что всего в МГППУ обучается 194 студента с инвалидностью и ОВЗ, что составляет 4% от общего числа студентов. Это достаточно большой процент, в регионах и в других вузах он значительно ниже.
Виктория Пономарева рассказала о ситуации с доступностью материалов в Фундаментальной библиотеке МГППУ:
– Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата доступ к библиотечным ресурсам обеспечен. Для слабовидящих и слепых людей у нас имеется брайлевская компьютерная техника, программы аудио доступа к книгам. Также у нас имеется брайлевские дисплей и принтер, соответствующее программное обеспечение к ним и два рабочих места на базе портативных увеличителей. Разработана коллекция из 141 документа для обучения лиц с ОВЗ. В университетской библиотеке онлайн можно получить доступ к обучающим мультимедиа – аудио и видео изданиям, аудио курсам.
Елена Кузьмина начала свое выступление с позитивной ноты. Она отметила, что выпускники МГППУ из числа инвалидов и лиц с ОВЗ получают качественное образование, и работодатели отзываются о них исключительно положительно. Затем Елена Кузьмина обозначила трудности, с которыми сталкиваются студенты, профессора и преподаватели факультета дистанционного обучения:
– Уже на стадии поступления проявляется первая сложность, связанная с набором абитуриентов на факультет. Мы имеем 20 квотных мест и прилагаем большие усилия, чтобы их заполнить. Вторая сложность заключается в отсутствии регламента дистанционной сдачи экзаменов. Есть абитуриенты из регионов, которым их нозологии не позволяют приехать в Москву для очной сдачи экзаменов. Есть вообще студенты с потерей речи – как они должны сдавать устные экзамены? Помимо этого, не прописана процедура дистанционной сдачи контрольных работ. Некоторые студенты уезжают на реабилитацию и не могут присутствовать при промежуточной проверке знаний. Третья сложность возникает на стадии обучения – эти 20 студентов начинают обучаться и понимают, что учиться им сложно, даже с адаптированными технологиями.
Елена Кузьмина поделилась информацией о том, что 50% выпускников факультета дистанционного обучения продолжили свое обучение в магистратуре, а 40% выпускников успешно трудоустроились.
Владимир Соколов разъяснил, что подразумевается под понятием «адаптация учебных программ». Он подчеркнул, что адаптация – это создание условий, а не упрощение программы. Никакие темы из программы не исключаются. Позиция университета состоит в том, что качество образования страдать не должно.
– С самого начала, с момента создания факультета информационных технологий мы занимаемся обучением слепых и слабовидящих. Лекторы намеренно дают задания по тем учебникам, у которых имеется версия, набранная рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кроме того, у студента есть возможность прийти на индивидуальную консультацию, если он не понял что-то, что объяснялось на лекции – допустим, если лектор писал на доске и ссылался на написанное. У нас есть отдельная дисциплина – обучение шрифту Брайля. Наши абитуриенты владеют им, но в рамках школьной программы. Но чтобы выражать символы высшей математики на Брайле, необходимы дополнительные знания. Некоторые наши учащиеся, даже совершенно здоровые, ходят на эти курсы просто из любопытства.
Завершило семинар-совещание выступление Сергея Иванова, директора компании «Ай Пи Эр Медиа», он представил приложение IPRbooks WV-Reader, позволяющее слепым и слабовидящим людям пользоваться литературой. Приложение содержит в себе богатую библиотеку по многим областям знаний, в том числе, по психологии, и предоставляет доступ к материалам в аудиоформате.
– Продукт работает на платформе Android, он относится программам невизуального доступа к литературе. Наше преимущество заключается в том, что незрячему человеку нужна помощь лишь на первом этапе – во время установки приложения на мобильный телефон. После этого он полностью пользуется им сам. Каждая кнопка, каждое смахивание, каждый клик приложение озвучивает. В него можно закачивать конвертированные книги, любую книгу можно адаптировать под ридер. Согласно законодательству Российской Федерации, вуз должен обеспечить доступ всем студентам к библиотечным ресурсам. Приложение IPRbooks WV-Reader может этому способствовать.
По итогам семинара-совещания было решено: разработать локальные нормативные акты МГППУ по обеспечению доступности образовательных услуг и адаптации основных образовательных программ; разработать методические рекомендации для преподавателей университета; организовать экспертное консультирование профессорско-преподавательского состава по сложным вопросам обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ; создать рабочую группу по разработке адаптированных основных образовательных программ при Учебно-методическом совете; разработать план-график курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГППУ по вопросам развития инклюзивного процесса в университете на 2018 год; дать экспертный комментарий по электронно-библиотечной системе IPRbooks с целью определения стратегии сотрудничества МГППУ с компанией «Ай Пи Эр Медиа».