Резолюция V Международной научно-практической конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Непрерывность и ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Новость
Резолюция V Международной научно-практической конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
Непрерывность и ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
г. Москва, 23–25 октября 2019 г.
В Москве состоялась Пятая международная конференция, посвящённая проблемам преемственности и непрерывности инклюзивного образования. Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование» с 2011 года является площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в нашей стране. Для проведения конференции свои усилия объединяют государственные и общественные организации.
К 2019 году в стране в целом сложилась образовательная политика в сфере инклюзивного образования, наступила пора осмысления и практического воплощения ценностей инклюзии в реальной педагогической практике от детского сада до вуза. Непрерывность и преемственность в развитии инклюзивного образования – это выстраивание включающей образовательной среды на протяжении всей жизни человека с учетом его образовательных потребностей и возможностей для эффективной социализации и реализации потенциала каждого человека.
Состоявшаяся конференция – еще один шаг на пути осознания и того вызова, перед которым стоит современное образование и – шире – общество, и тех задач, которые встают сейчас перед нами как профессионалами, отвечающими за будущее страны. Собранные на этой конференции результаты работы различных профессионалов еще предстоит осмыслить – они помогут передать практический опыт, осознать риски и проблемы, увидеть новые перспективы.
Цель V Международной научно-практической конференции – обсуждение проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования.
Спонсорами конференции выступили:
- Группа Компаний «Исток Аудио»
- Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»
- Благотворительный фонд помощи детям и молодежи «Галчонок»
Тематическими партнерами конференции выступили:
- ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- Фонд помощи детям «Обнажённые сердца»
- Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ)
- Национальная Родительская Ассоциация
- АНО «Центр проблем аутизма»
- РБОО «Центр лечебной педагогики»
- ОООИ «Всероссийское общество слепых»
- ОООИ «Всероссийское общество глухих»
- РОО помощи детям с РАС «Контакт»
- ГБУ г.Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы»
- РОО социально-творческой реабилитации «Круг»
- АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение»
- Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь»
- РООИ «ПЕРСПЕКТИВА»
- Центр «Наш солнечный мир»
- Интегрированный театр-студия «Круг II»
Информационными партнерами конференции выступили:
- МИА «Россия сегодня»
- Российская ежедневная газета «Вечерняя Москва»
- Международное интернет-издание «Профобразование»
- Интернет-портал «МЕЛ»
- Логопедический портал «Логомаг»
- Всероссийский портал «Педсовет»
- Справочник педагога-психолога «Школа»
- Журнал «Edexpert»
- Интернет-портал «Сейчас.ру»
В конференции приняли участие более 1300 участников из 55 регионов Российской Федерации, 14 зарубежных экспертов (из Германии, США, Великобритании, Нидерландов, Черногории, Чехии, Израиля, Белоруссии).
В рамках конференции прошли 5 актовых лекций, 4 панельные дискуссии, пленарное заседание, 6 тематических секций и круглых столов, 8 мастер-классов, тематическая встреча психологического киноклуба с обсуждением работ студентов МГППУ и лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров».
Участники конференции познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности 13 образовательных организаций города Москвы, в которых состоялись практико-ориентированные семинары и мастер-классы.
Участники конференции обсудили специфику регионального опыта развития инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья; опыт разработки и применения технологий преемственности инклюзивной практики на всех уровнях образования; вопросы профориентации и трудоустройства лиц с инвалидностью и с ОВЗ; вопросы организации инклюзивного образования в вузах; практику организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; особенности профессиональной подготовки педагогов, специалистов образовательных организаций; возможности межведомственного взаимодействия в интересах детей с ОВЗ; вопросы социокультурной адаптации в дополнительном образовании.
Участники конференции отмечают, что развитие инклюзивного образования в стране нуждается в поддержке государственных органов власти, государственном контроле и финансировании в рамках Национального проекта «Образование».
Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России, и выработали следующие рекомендации:
Государственной Думе седьмого созыва Федерального Собрания Российской Федерации:
- Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об образовании в РФ», ввести термин «обучающийся с особыми образовательными потребностями».
- Разработать законодательные основы и механизмы, обеспечивающие ответственность родителей за получение детьми качественного образования, рассмотреть возможность закрепления бланка договора образовательной организации с родителями обучающихся с ОВЗ.
Правительству Российской Федерации:
- Разработать и принять нормативный правовой акт по установлению финансирования образования детей с ОВЗ и инвалидностью, с учетом нормативной потребности в дополнительных ставках педагогических работников на одного обучающегося, для различных нозологических групп, по каждому виду адаптированных основных общеобразовательных программ, с целью полноценного создания специальных образовательных условий.
- Рассмотреть возможность софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных программ по обеспечению доступности качественного инклюзивного образования и создания специальных образовательных условий обеспечения инклюзивного образования в рамках Нацпроекта «Образование».
- Включить в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ следующие критерии:
- «уменьшение доли детей с ОВЗ, находящихся на надомном обучении, от общей численности детей с ОВЗ», (в процентах), в том числе детей-инвалидов;
- «увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся очно в общеобразовательных организациях по адаптированным общеобразовательным программам» от общей численности детей с ОВЗ (в процентах), в том числе детей-инвалидов;
- «увеличение доли педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, от общей нормативной потребности в специалистах при организации образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам» (в процентах).
Министерству просвещения Российской Федерации:
- Определить рекомендованные повышающие коэффициенты к подушевому финансированию для дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ и инвалидностью для различных нозологических групп, получающих образование по адаптированным основным образовательным программам, и разработать рекомендации по их использованию руководителям субъектов РФ.
- Внести определенность в статусе, целях, задачах и деятельности Федеральных ресурсных центров по развитию систем комплексной помощи детям с РАС, с ТМНР, с нарушением зрения, с НОДА.
- Рекомендовать регионам создать региональные ресурсные центры (или иные структуры), обеспечивающие подготовку специалистов для работы с детьми с различными нарушениями и методическое сопровождение специалистов в образовательных организациях во взаимодействии с соответствующими ФРЦ.
- Провести общественное обсуждение разработанных Примерных адаптированных основных образовательных программ основного и среднего общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ;
- Сделать более доступными отчеты по госконтрактам и госзаданиям, выполняемым по проблематике образования лиц с инвалидностью в условиях инклюзии, чаще организовывать их общественные обсуждения, экспертизу с участием общественных организаций, независимых экспертов;
- Разработать методические рекомендации по оценке инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях и созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
- Обеспечить разработку научно-обоснованных технологий и моделей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
- Разработать и утвердить бланк государственного документа (аттестата) об основном общем и среднем образовании, отражающий персонализированный профиль освоения образовательных результатов.
- Разработать методические рекомендации по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ и определить регламенты работы тьютора в образовательной организации.
- Разработать валидный и эффективный инструментарий для оценки профессиональных предрасположенностей обучающихся, разноуровневых программ ранней профессионально-трудовой подготовки для различных категорий обучающихся (в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ), а также механизмы создания преемственности между общим образованием и специальным профессиональным образованием по востребованным направлениям профессиональной подготовки, механизмы сопряжения предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения с потребностями рынка труда.
- Создание сети региональных ресурсных центров по инклюзивному образованию с использованием потенциала специальных школ, психолого-медико-педагогических комиссий и центров, государственных и общественных организаций.
- Предусмотреть проведение международной конференции по вопросам программно-методического обеспечения инклюзивного образования в 2021 году.
- При подготовке программы Доступная среда на 2021-2025 годы предусмотреть раздел по созданию «дружелюбной, комфортной, понятной» среды людей с психическими расстройствами, ментальными нарушениями.
- Поручить Департаменту государственной политики в сфере защиты прав детей в рамках утверждения Стратегии образования обучающихся с ОВЗ разработать План действий по реализации государственной политики в области инклюзивного образования на период 2020 – 2024 годы.
Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
- Пересмотреть возможность отмены в Едином квалификационном справочнике должностей требований к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование и двухлетний педагогический стаж, что сократит имеющийся острейший дефицит тьюторов и повысит доступность инклюзивного образования, а также позволит привлекать студентов и выпускников педагогических вузов, которые выражают желание работать с детьми с ОВЗ и инвалидностью с учетом следующего пункта.
- Разработать механизмы взаимодействия образовательных организаций и организаций социального обслуживания (ДДИ) по реализации СИПР.
- Проводить ежегодный мониторинг реализации прав на образование инвалидов 18+, не получивших ранее какое-либо образование. Подготовить и направить в регионы разъяснения (методические рекомендации) по организации учебного процесса при получении школьного образования, в том числе ускоренных программ обучения.
- Принять меры, в том числе по повышению профессиональной компетенции педагогов, по улучшению качества образования детей с ТМНР и не допускать случаи немотивированного перевода детей с ТМНР на надомную форму обучения. Для воспитанников детских домов-интернатов для умственно-отсталых детей (ДДИ) максимально возможно организовывать процесс обучения вне ДДИ, развивая социальную инклюзию.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- Разработать Примерную программу профессиональной подготовки (переподготовки) тьюторов для ее широкого тиражирования в Региональных институтах развития образования и педагогических вузах.
- Разработать и реализовать систему мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки и переподготовки педагогов и администрации образовательных организаций, которая позволяла бы им работать с обучающимися в условиях системы индивидуализации образовательных программ и вариативности форм организации обучения на всех уровнях общего, среднего и высшего профессионального образования.
- Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации провести работу по разработке и введению в программу подготовки педиатров основ раннего выявления и диагностики РАС.
- Продолжить поддержку сетевого проекта ресурсных учебно-методических центров инклюзивного высшего образования, усовершенствовать нормативно-правовую базу в части обеспечения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, нормативно закрепить деятельность ресурсных учебно-методических центров.
- Поддержать разработки в части цифровых ресурсов инклюзивной образовательной среды, в том числе Федеральную библиотеку научно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования.
- Обеспечить возможность официального использования Федеральной библиотеки научно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования и портала ИНКЛЮЗИВНОЕОБРАЗОВАНИЕ.РФ при аккредитации образовательных программ вуза и в учебном процессе при обучении студентов с инвалидностью.
- Совместно с Рособрнадзором сформировать группу аттестованных федеральных экспертов по оценке доступности образовательной среды в вузах, разработать методические рекомендации по данной тематике.
Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования:
- Проводить мониторинг реализации прав на образование детей с инвалидностью.
- Усилить контроль за выполнением рекомендаций ПМПК со стороны образовательных организаций.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций:
- Обеспечить широкое внедрение практики открытия коррекционных классов в общеобразовательных организациях, что позволит снять проблему отсутствия мест в коррекционном образовании.
- Содействовать активному использованию в образовательных организациях субъектов Российской Федерации разработанного ФРЦ ИН ТМНР «Примерного положения об организации образования обучающихся по СИПР».
- Пересмотреть повышающие коэффициенты к подушевому финансированию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом потребности в дополнительных ставках педагогических работников на одного обучающегося, для различных нозологических групп, по каждому виду адаптированных общеобразовательных программ, для полноценного создания специальных образовательных условий с привлечением Общероссийских общественных организаций инвалидов. При этом, повышающие коэффициенты, учитывающие специфику образовательной программы и нозологическую группу обучающихся, должны быть применены к нормативным затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании указанной государственной услуги, которые, в силу требований части 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регион обязан рассчитать исходя из средней заработной платы по региону.
- Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
- Обеспечить финансирование создания специальных образовательных условий, рекомендованных ПМПК для обучающимся с ОВЗ, в соответствии со стоимостью услуг, зафиксированной в Ведомственном перечне государственных услуг.
- Учитывать при составлении рейтинга образовательных организаций созданные в них специальные условия образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также степень доступности образовательной среды.
- Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства;
- Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через поддержку реализации социально-ориентированных проектов (совместно с образовательными организациями).
Общественным организациям и ассоциациям:
- Разработать и проводить общественный контроль (мониторинг и оценку), учитывающий не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства.
- Участвовать в разработке и принятии решений экспертных советов и рабочих групп при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии.
- Проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях инклюзивного образования.
Научному сообществу:
- Разработать банк технологических и модельных решений по развитию инклюзивного образования;
- Провести анализ образовательных программ по подготовке педагогических работников в области инклюзивного образования;
- Разработать методические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в образовательных и иных организациях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе разработку образовательных моделей обучения на основе индивидуальных учебных планов.
Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению международного сотрудничества, помогут обеспечить поэтапный выход российского образования на качественно новый уровень развития.