Резолюция V Международной научно-практической конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Непрерывность и ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

Новость

Резолюция

Резолюция V Международной научно-практической конференции «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

Непрерывность и ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» 

г. Москва,  23–25 октября 2019 г.

В Москве состоялась  Пятая международная конференция, посвящённая проблемам преемственности и непрерывности инклюзивного образования. Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование» с 2011 года является площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в нашей стране. Для проведения конференции свои усилия объединяют государственные и общественные организации.

 К 2019 году в стране в целом сложилась образовательная политика в сфере инклюзивного образования, наступила пора осмысления и практического воплощения ценностей инклюзии в реальной педагогической практике от детского сада до вуза. Непрерывность и преемственность в развитии инклюзивного образования – это выстраивание включающей образовательной среды на протяжении всей жизни человека с учетом его образовательных потребностей и возможностей для эффективной социализации и реализации потенциала каждого человека.

Состоявшаяся конференция – еще один шаг на пути осознания и того вызова, перед которым стоит современное образование и – шире – общество, и тех задач, которые встают сейчас перед нами как профессионалами, отвечающими за будущее страны. Собранные на этой конференции результаты работы различных профессионалов еще предстоит осмыслить – они помогут передать практический опыт, осознать риски и проблемы, увидеть новые перспективы.

Цель V Международной научно-практической конференции – обсуждение проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования.

Спонсорами конференции выступили:

  1. Группа Компаний «Исток Аудио»
  2. Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»
  3. Благотворительный фонд помощи детям и молодежи «Галчонок»

Тематическими партнерами конференции выступили:

  1. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
  2. Фонд помощи детям «Обнажённые сердца»
  3. Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ)
  4. Национальная Родительская Ассоциация
  5. АНО «Центр проблем аутизма»
  6. РБОО «Центр лечебной педагогики»
  7. ОООИ «Всероссийское общество слепых»
  8. ОООИ «Всероссийское общество глухих»
  9. РОО помощи детям с РАС «Контакт»
  10. ГБУ г.Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы»
  11. РОО социально-творческой реабилитации «Круг»
  12. АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение»
  13. Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь»
  14. РООИ «ПЕРСПЕКТИВА»
  15. Центр «Наш солнечный мир»
  16. Интегрированный театр-студия «Круг II»

Информационными партнерами конференции выступили:

  1. МИА «Россия сегодня»
  2. Российская ежедневная газета «Вечерняя Москва»
  3. Международное интернет-издание «Профобразование»
  4. Интернет-портал «МЕЛ»
  5. Логопедический портал «Логомаг»
  6. Всероссийский портал «Педсовет»
  7. Справочник педагога-психолога «Школа»
  8. Журнал «Edexpert»
  9. Интернет-портал «Сейчас.ру»

В конференции приняли участие более 1300 участников из 55 регионов Российской Федерации, 14 зарубежных экспертов (из Германии, США, Великобритании, Нидерландов, Черногории, Чехии, Израиля, Белоруссии).

В рамках конференции прошли 5 актовых лекций, 4 панельные дискуссии, пленарное заседание, 6 тематических секций и круглых столов, 8 мастер-классов, тематическая встреча психологического киноклуба с обсуждением работ студентов МГППУ и лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров».

Участники конференции познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности 13 образовательных организаций города Москвы, в которых состоялись практико-ориентированные семинары и мастер-классы.

Участники конференции обсудили специфику  регионального опыта развития инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья; опыт разработки и применения технологий преемственности инклюзивной практики  на всех уровнях образования; вопросы профориентации и трудоустройства лиц с инвалидностью и с ОВЗ; вопросы организации инклюзивного образования в вузах; практику организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; особенности профессиональной подготовки педагогов, специалистов образовательных организаций; возможности межведомственного взаимодействия в интересах детей с ОВЗ; вопросы социокультурной адаптации в дополнительном образовании.

Участники конференции отмечают, что развитие инклюзивного образования в стране нуждается в поддержке государственных органов власти, государственном контроле и финансировании в рамках Национального проекта «Образование».

Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России, и выработали следующие рекомендации:

Государственной Думе седьмого созыва Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об образовании в РФ», ввести термин «обучающийся с особыми образовательными потребностями».
  2. Разработать законодательные основы и механизмы, обеспечивающие ответственность родителей за получение детьми качественного образования, рассмотреть возможность закрепления бланка договора образовательной организации с родителями обучающихся с ОВЗ.

Правительству Российской Федерации:

  1. Разработать и принять нормативный правовой акт по установлению финансирования образования детей с ОВЗ и инвалидностью, с учетом нормативной потребности в дополнительных ставках педагогических работников на одного обучающегося, для различных нозологических групп, по каждому виду адаптированных основных общеобразовательных программ, с целью полноценного создания специальных образовательных условий.
  2. Рассмотреть возможность софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных программ по обеспечению доступности качественного инклюзивного образования и создания специальных образовательных условий обеспечения инклюзивного образования в рамках Нацпроекта «Образование».
  3. Включить в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ следующие критерии:

- «уменьшение доли детей с ОВЗ, находящихся на надомном обучении, от общей численности детей с ОВЗ», (в процентах), в том числе детей-инвалидов;

- «увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся очно в общеобразовательных организациях по адаптированным общеобразовательным программам» от общей численности детей с ОВЗ (в процентах), в том числе детей-инвалидов;

- «увеличение доли педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, от общей нормативной потребности в специалистах при организации образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам» (в процентах).

Министерству просвещения Российской Федерации

  1. Определить рекомендованные повышающие коэффициенты к подушевому финансированию для дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ и инвалидностью для различных нозологических групп, получающих образование по адаптированным основным образовательным программам, и разработать рекомендации по их использованию руководителям субъектов РФ.
  2. Внести определенность в статусе, целях, задачах и деятельности Федеральных ресурсных центров по развитию систем комплексной помощи детям с РАС, с ТМНР, с нарушением зрения, с НОДА.
  3. Рекомендовать регионам создать региональные ресурсные центры (или иные структуры), обеспечивающие подготовку специалистов для работы с детьми с различными нарушениями и методическое сопровождение специалистов в образовательных организациях во взаимодействии с соответствующими ФРЦ.
  4. Провести общественное обсуждение разработанных Примерных адаптированных основных образовательных программ основного и среднего общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ;
  5. Сделать более доступными отчеты по госконтрактам и госзаданиям, выполняемым по проблематике образования лиц с инвалидностью в условиях инклюзии, чаще организовывать их общественные обсуждения, экспертизу с участием общественных организаций, независимых экспертов;
  6. Разработать методические рекомендации по оценке инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях и созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
  7. Обеспечить разработку научно-обоснованных технологий и моделей психолого-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
  8. Разработать и утвердить бланк государственного документа (аттестата) об основном общем и среднем образовании, отражающий персонализированный профиль освоения образовательных результатов.
  9. Разработать методические рекомендации по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ и определить регламенты работы тьютора в образовательной организации.
  10. Разработать валидный и эффективный инструментарий для оценки профессиональных предрасположенностей обучающихся, разноуровневых программ ранней профессионально-трудовой подготовки для различных категорий обучающихся (в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ), а также механизмы создания преемственности между общим образованием и специальным профессиональным образованием по востребованным направлениям профессиональной подготовки, механизмы сопряжения предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения с потребностями рынка труда.
  11. Создание сети региональных ресурсных центров по инклюзивному образованию с использованием потенциала специальных школ, психолого-медико-педагогических комиссий и центров, государственных и общественных организаций.
  12. Предусмотреть проведение международной конференции по вопросам программно-методического обеспечения инклюзивного образования в 2021 году.
  13. При подготовке программы  Доступная среда на 2021-2025 годы предусмотреть раздел по созданию «дружелюбной, комфортной, понятной» среды людей с психическими расстройствами, ментальными нарушениями.
  14. Поручить Департаменту государственной политики в сфере защиты прав детей в рамках утверждения Стратегии образования обучающихся с ОВЗ разработать План действий по реализации государственной политики в области инклюзивного образования на период 2020 – 2024 годы.

Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

  1. Пересмотреть возможность отмены в Едином квалификационном справочнике должностей требований к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование и двухлетний педагогический стаж, что сократит имеющийся острейший дефицит тьюторов и повысит доступность инклюзивного образования, а также позволит привлекать студентов и выпускников педагогических вузов, которые выражают желание работать с детьми с ОВЗ и инвалидностью с учетом следующего пункта.
  2. Разработать механизмы взаимодействия образовательных организаций и организаций социального обслуживания (ДДИ) по реализации СИПР.
  3. Проводить ежегодный мониторинг реализации прав на образование инвалидов 18+, не получивших ранее какое-либо образование. Подготовить и направить в регионы разъяснения (методические рекомендации) по организации  учебного процесса при получении школьного образования, в том числе ускоренных  программ обучения.
  4. Принять меры, в том числе по повышению профессиональной компетенции педагогов, по   улучшению качества образования детей с ТМНР и не допускать случаи немотивированного перевода детей с ТМНР на надомную форму обучения. Для воспитанников детских домов-интернатов для умственно-отсталых детей (ДДИ) максимально возможно организовывать процесс обучения вне ДДИ, развивая социальную инклюзию.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

  1. Разработать Примерную программу профессиональной подготовки (переподготовки) тьюторов для ее широкого тиражирования в Региональных институтах развития образования и педагогических вузах.
  2. Разработать и реализовать систему мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки и переподготовки педагогов и администрации образовательных организаций, которая позволяла бы им работать с обучающимися в условиях системы индивидуализации образовательных программ и вариативности форм организации обучения на всех уровнях общего, среднего и высшего профессионального образования.
  3. Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации провести работу по разработке и введению в программу подготовки педиатров основ раннего выявления и диагностики РАС.
  4. Продолжить поддержку сетевого проекта ресурсных учебно-методических центров инклюзивного высшего образования, усовершенствовать нормативно-правовую базу в части обеспечения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, нормативно закрепить деятельность ресурсных учебно-методических центров.
  5. Поддержать разработки в части цифровых ресурсов инклюзивной образовательной среды, в том числе Федеральную библиотеку научно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования.
  6. Обеспечить возможность официального использования Федеральной библиотеки научно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования и портала ИНКЛЮЗИВНОЕОБРАЗОВАНИЕ.РФ при аккредитации образовательных программ вуза и в учебном процессе при обучении студентов с инвалидностью.
  7. Совместно с Рособрнадзором сформировать группу аттестованных федеральных экспертов по оценке доступности образовательной среды в вузах, разработать методические рекомендации по данной тематике.

Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования:

  1. Проводить мониторинг реализации прав на образование детей с инвалидностью.
  2. Усилить контроль за выполнением рекомендаций ПМПК со стороны образовательных организаций.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций:

  1. Обеспечить широкое внедрение практики открытия коррекционных классов в общеобразовательных организациях, что позволит снять проблему отсутствия мест в коррекционном образовании.
  2. Содействовать активному использованию в образовательных организациях субъектов Российской Федерации разработанного ФРЦ ИН ТМНР «Примерного положения об организации образования обучающихся по СИПР».
  3. Пересмотреть повышающие коэффициенты к подушевому финансированию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом потребности в дополнительных ставках педагогических работников на одного обучающегося, для различных нозологических групп, по каждому виду адаптированных общеобразовательных программ, для полноценного создания специальных образовательных условий с привлечением Общероссийских общественных организаций инвалидов. При этом, повышающие коэффициенты, учитывающие специфику образовательной программы и нозологическую группу обучающихся, должны быть применены к нормативным затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании указанной государственной услуги, которые, в силу требований части 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регион обязан рассчитать исходя из средней заработной платы по региону.
  4. Содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
  5. Обеспечить финансирование создания специальных образовательных условий, рекомендованных ПМПК для обучающимся с ОВЗ, в соответствии со стоимостью услуг, зафиксированной в Ведомственном перечне государственных услуг.
  6. Учитывать при составлении рейтинга образовательных организаций созданные в них специальные условия образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также степень доступности образовательной среды.
  7. Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства;
  8. Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через поддержку реализации социально-ориентированных проектов (совместно с образовательными организациями).

Общественным организациям и ассоциациям

  1. Разработать и проводить общественный контроль (мониторинг и оценку), учитывающий не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства.
  2. Участвовать в разработке и принятии решений экспертных советов и рабочих групп при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии.
  3. Проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях инклюзивного образования.

Научному сообществу:

  1. Разработать банк технологических и модельных решений по развитию инклюзивного образования;
  2. Провести анализ образовательных программ по подготовке педагогических работников в области инклюзивного образования;
  3. Разработать методические рекомендации по индивидуализации образовательного процесса в образовательных и иных организациях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе разработку образовательных моделей обучения на основе индивидуальных учебных планов.

Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению международного сотрудничества, помогут обеспечить поэтапный выход российского образования на качественно новый уровень развития.

 

 

Источник: Институт проблем инклюзивного образования