Вся психология в одном университете

Специалисты ЦЭПП МГППУ – совершенствованию системы профилактики суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования

Новость

Специалисты ЦЭПП МГППУ – совершенствованию системы профилактики суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования

21 ноября в рамках XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (20 – 22 ноября 2019 года) состоялся симпозиум «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик».

Модераторы мероприятия (целью которого, наряду с обсуждением наиболее интересных практик в этой сфере, также являлось выявление проблемных областей в данной сфере деятельности): ЛАРИСА ФАЛЬКОВСКАЯ, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, ЕЛЕНА ДОЗОРЦЕВА, заведующая лабораторией психологии детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского; ОЛЕСЯ ВИХРИСТЮК,  руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ, кандидат псх. наук.

Участники симпозиума, представлявшие следующие регионы: Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Иркутскую область, в своих выступлениях и комментариях отметили высокую значимость для системы образования комплексных мер, направленных на профилактику суицидального и виктимного поведения.

В докладах участников мероприятия (общее количество – 10) освещались темы актов агрессивного поведения обучающихся с использованием оружия (скулшутинг), а также факторов, провоцирующих данное поведение; сексуального злоупотребления по отношению к несовершеннолетним посредством сети интернет (онлайн груминга) и возможных мер его профилактики; форм и методов предупреждения суицидального аутоагрессивного поведения обучающихся общеобразовательных и коррекционных учебных организаций (в частности, в научном сообщении ГЕННАДИЯ БАННИКОВА, старшего научного сотрудника ЦЭПП МГППУ).
Докладчики также представили  опыт работы по выстраиванию региональных систем превенции суицидального поведения (с учетом межведомственного взаимодействия). Некоторые выступающие подробно остановились на вопросах эффективности предлагаемых методов и технологий работы, проанализировали полученный эффект от реализованных программ профилактической работы.

          Участники симпозиума, обсудив в ходе дискуссии наиболее острые проблемы в сфере профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального, виктимного поведения среди обучающихся, вынесли следующие предложения в Резолюцию Конференции:

  1. Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность создания реестра валидных методик, рекомендованных для проведения психологической диагностики, направленной на выявление социально-психологической дезадаптации и риска аутоагрессивного поведения обучающихся.
  2. Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность проведения мероприятий в целях методической поддержки, оснащения соответствующими методическими рекомендациями психологических служб коррекционных образовательных организаций по вопросам профилактики самоповреждающего, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних (с интеллектуальными нарушениями и иными видами нарушений психического развития).
  3. На уровне регионов усилить работу по системному, регулярному дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации) по вопросам профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения несовершеннолетних и молодежи, проблемам профессионального выгорания для специалистов системы профилактики (педагоги-психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования, специалисты КДНиЗП и пр.).
  4. Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность нормативного закрепления (или рекомендаций по выделению) времени (в расписаниях образовательных организаций) для проведения психологическими службами мероприятий по профилактике негативных проявлений среди обучающихся.
  5. Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность аккумулирования лучшего опыта региональных практик в сфере профилактики негативных проявлений среди обучающихся с целью их возможного использования специалистами системы профилактики различных регионов.

Организаторы конференции: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»

         

Источник: Отдел экстренной психологической помощи ФКЦ