В ежедневном графике нужно равномерно и рационально распределять время на работу, учебу и отдых

СМИ о нас

В ежедневном графике нужно равномерно и рационально распределять время на работу, учебу и отдых

Период самоизоляции стал не только проверкой на стрессоустойчивость и умение организовать свою учебу и работу в домашних условиях. Взрослым и подросткам надо научиться взаимодействовать в новых реалиях. О том, как создать позитивную и продуктивную атмосферу в семье и на что обратить внимание, специально для читателей журнала «Вестник образования» рассказывает доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета "Психология образования" Московского государственного психолого-педагогического университета, клинический психолог, руководитель магистерской программы «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Юлия Кочетова.

Апрель стал для многих подростков переломным месяцем. Что сейчас с ними происходит? Как изменилась их жизнь, как сместились акценты, какие ценности стали наиболее значимыми, что ушло на второй план?

Самоизоляция как необходимая мера предотвращения распространения вируса затронула все стороны жизни современного подростка и молодого человека. И связано это не только с режимом онлайн-обучения, который, в свою очередь, внес свои изменения в жизнь школьников и студентов: помимо увеличения количества задач для дистанционного обучения растет уровень тревоги, напряжения и стресса. 

Беседуя со своими студентами, могу отметить, что многие описывают изменение своего состояния согласно так называемым пяти стадиям «принятия горя». Психолог Элизабет Кюблер-Росс, описывая эти стадии, очень точно объяснила, что все это нормальные реакции человека на такие новости. Сначала мы отрицаем случившееся. Многие студенты делились своими эмоциями и говорили о том, что совершенно не верили в серьезность ситуации и отрицали происходящее, позже ощущения сменились злостью и торгом (например, это выражалось в попытках договориться с родителями и все же пойти гулять или встретиться с друзьями). Но дальнейшее развитие событий, новости, демонстрирующие нам серьезность происходящего, вызывают состояние депрессии, которое сменяется принятием.

Однако подросткам и молодым людям такое принятие необходимых мер самоизоляции дается куда сложнее, чем взрослым. И во многом это связано с психологическими особенностями данного возраста. 

В подростковом возрасте ведущим типом деятельности является общение со сверстником, в юношеском – учебно-профессиональная деятельность. Подросткам и молодым людям значительно сложнее переживать период принудительной изоляции, заставляющей отделиться от окружающего мира. Депривация потребности в общении, отсутствие очного взаимодействия со сверстниками и учителями сказывается на общем эмоциональном фоне ребят и становится для них настоящим испытанием, лишая привычного образа жизни – прогулок на воздухе, посещения различных мероприятий, встреч с друзьями, посиделок в кафе, занятий спортом.

Такое нарушение привычного жизненного уклада значительно повышает уровень тревоги как взрослых людей, так и подростков, которые в этом возрасте могут достаточно объективно оценивать происходящее вокруг. Многие молодые люди испытывают стрессы и эмоциональное напряжение.

Невозможность осуществлять межличностное полноценное общение толкает их к погружению в интернет-пространство, часто молодые люди полностью уходят в виртуальный мир, что не всегда положительно сказывается на психическом благополучии.

Читать интервью полностью на сайте "Вестник образования"

Источник: Факультет "Психология образования"