Вся психология в одном университете

Исследование МГППУ: трудности, с которыми сталкивались студенты и преподаватели во время обучения в дистанционном формате

Новость

Исследование МГППУ: трудности, с которыми сталкивались студенты и преподаватели во время обучения в дистанционном формате

Продолжаем знакомить с результатами опросов о переходе на удаленный формат обучения, проведенных в июне-июле 2020 года среди студентов (1749 участников) и преподавателей (215 участников) нашего университета. В данном материале описаны трудности, которые возникали у студентов и преподавателей при обучении в дистанционном режиме.

Результаты опросов показали, что и студенты, и преподаватели столкнулись с определенными трудностями при переходе в оперативном режиме на новый формат обучения, в первую очередь с техническими. Чаще всего опрошенные сталкивались с перегрузкой серверов дистанционных платформ, испытывали проблемы с интернет-связью. Несколько реже участники опроса обращали внимание на проблемы со звуком/изображением, отмечали недостатки платформ, на ресурсах которых проводились учебные занятия (рис. 1). Тем не менее, у 14% опрошенных студентов и 21% преподавателей не возникло никаких технических трудностей во время обучения в дистанционном формате.

Рисунок 1 (3).jpg (45 KB)

Отвечая во время опроса, проведенного весной (сразу после перехода на удаленный режим), на вопрос: «Достаточно ли у вас технических возможностей для дистанционного обучения?» менее 2% студентов указали, что нуждаются в веб-камере и гарнитуре для дистанционного обучения. Второй этап исследования показал, что студенты недооценили тогда важность данных технических средств для учебного процесса в дистанционном формате, – каждый пятый опрошенный обозначил в качестве проблемы отсутствие необходимого оборудования (веб-камеры, гарнитуры и пр.).

Кроме технических трудностей, в период дистанционного обучения студенты и преподаватели также столкнулись с трудностями, связанными с организацией учебного процесса. Наиболее часто опрошенные говорили об увеличении нагрузки (учебной и преподавательской) с переходом на дистанционный формат. Причем преподаватели ощутили это особенно остро (рис 2). Также у преподавателей возникли затруднения с организацией групповой работы студентов (45%), с проведением практических занятий, семинаров (40%). Для студентов эти трудности оказались менее значимыми. Каждый четвертый преподаватель обратил внимание на сложности с проведением оценочных процедур в дистанционном режиме (студентам данный вариант ответа не предлагался).

Рисунок 2 (3).jpg (43 KB)

С организационными трудностями реже остальных сталкивались представители факультета дистанционного обучения (у 68% студентов и 83% преподавателей факультета таких трудностей вообще не возникало).

Помимо технических и организационных проблем, и преподаватели, и обучающиеся выделили ряд сложностей, вызванных удаленным форматом (рис.3). Большинство участников опроса в первую очередь отметили повышение утомляемости от долгого пребывания за компьютером (74% преподавателей, 54% студентов), а также отсутствие личного контакта, очного взаимодействия (71% преподавателей, 50% студентов).

Рисунок 3 (3).jpg (50 KB)

Почти половине студентов (47%) было сложно удерживать внимание во время проведения лекционных занятий в дистанционном режиме, особенно часто отмечали это студенты из младшей возрастной группы (до 20 лет). На эту проблему обратили внимание и 35% преподавателей.

Согласно данным опроса, студентам оказалось не просто организовать учебу в домашней обстановке (33%), найти удобное место для учебы (28%). У преподавателей подобные сложности возникали гораздо реже.

Хотя опросы показали, что обучение в дистанционном формате не всегда проходило гладко (в основном в силу технических проблем, связанных с недостатками образовательных платформ), накопленный опыт практического использования онлайн-формата позволит сделать учебный процесс более эффективным. Одно из главных нововведений – использование для организации занятий в удаленном режиме облачного сервиса Webex, предназначенного для проведения интерактивных онлайн-конференций, совещаний и трансляций.

Источник: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий