В МГППУ состоялась третья встреча из цикла "Дети и пандемия: факты, риски, возможности"

Новость

Семинар

20 ноября 2020 года состоялся очередной вебинар серии «Современное детство: теория и практика». Встреча стала третьей в цикле «Дети и пандемия: факты, риски, возможности». В фокусе внимания оказались вопросы психологической помощи, которая оказывается детям и подросткам в ситуации пандемии посредством Детского телефона доверия МГППУ.

С докладом «Особенности запросов детей на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19)» выступила Лариса Гаязова, заместитель руководителя Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Приведенные в докладе результаты обращений несовершеннолетних на телефон доверия свидетельствуют о востребованности анонимной психологической помощи. Так, доля обращений на Детский телефон доверия за первые три квартала текущего года составила 84% от всех обращений жителей г. Москвы, что является максимумом за всю историю существования горячей линии МГППУ.

Как отметила Лариса Гаязова, в последние годы количество детских звонков на телефон доверия снизилось. Интересно, что резкое снижение было зафиксировано в апреле и мае 2020 г – как раз тогда, когда в Москве произошел локдаун, связанный с пандемией коронавируса. По мнению эксперта, данное обстоятельство объясняется снижением доступности телефона и, следовательно, возникающими сложностями в осуществлении анонимного звонка. С начала пандемии также произошли качественные изменения в целях звонивших несовершеннолетних – возрос запрос на психологическое консультирование, в то время как снизилось количество «ложных» звонков и звонков-розыгрышей. Анализ обращений детей в последние месяцы свидетельствует о росте проблем, связанных с внутрисемейными конфликтами, обострением психических расстройств, переживанием травматического опыта в прошлом, суицидальными мыслями и др.

Затронутую тему продолжила Олеся Вихристюк, проректор по воспитательной и социальной работе МГППУ, отметившая, что для совершенствования работы психологической службы необходимо проводить исследования, связанные с оценкой доступности дистанционной помощи для несовершеннолетних, а также с развитием более комфортных для современного поколения каналов связи. Так, например, в условиях частичной социальной изолированности и постоянного присутствия дома старших, детям и подросткам может быть значительно проще написать о своих сложностях, нежели поговорить о них вслух в непосредственном общении с консультантом-психологом по телефону. Перспективной в этой связи может стать разработка приложений для осуществления консультирования на различных электронных устройствах, или же консультирование посредством социальных сетей.

Семинар продолжило выступление Анны Ермолаевой — руководителя сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ. В сообщении «Психологическое консультирование детей и подростков в кризисном эмоциональном состоянии в период пандемии» эксперту удалось не только рассказать о специфике работы психолога-консультанта с несовершеннолетними абонентами и основных правилах оказания психологической поддержки, но также рассмотреть некоторые случаи из практики, ярко иллюстрирующие стратегии работы с обратившимися в момент эмоционального напряжения или острого проявления стресса. Стабилизация эмоционального фона, поиск ресурсов, помощь в принятии новой ситуации, прояснении собственных чувств и ожиданий являются лишь некоторыми способами снятия психологического напряжения и терапии обратившихся за помощью.

Модератором дискуссии выступила Ольга Рубцова, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, отметившая исключительная важность оказания своевременной психологической помощи детям и подросткам в условиях пандемии COVID-19.

Дискуссия будет продолжена на площадке ЦМИСД в декабре.

Материалы:
Общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122
Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 118–129. 

Источники: Центр междисциплинарных исследований современного детства Ежемесячный семинар «Современное детство: теория и практика»

Связанное событие: Онлайн-семинар «Современное детство: теория и практика»