Качественные методы в психологии и социальных науках обсудили на семинаре
Новость
17 марта состоялась первая встреча нового научно-методологического семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках». Встреча прошла в формате круглого стола, в котором в качестве спикеров приняли участие ведущие российские исследователи-качественники: доктор психологических наук, профессор О.Т. Мельникова (МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор философских наук, профессор А.Н. Кричевец (МГУ), кандидат психологических наук Д. А. Хорошилов (РГГУ), кандидат психологических наук К.И. Насибуллов (Академия наук Республики Татарстан), психолог С.В. Ярошевская (ПИ РАО).
Участники рассказали о своем опыте исследований и преподавания качественных методов. Основными вопросами, вокруг которых выстроилась дискуссия, были следующие:
- значение качественных методов для производства психологического знания;
- специфика исследовательских задач, для решения которых необходимо применение качественных методов;
- наиболее перспективные качественные подходы;
- проблема валидности и обобщаемости результатов качественных исследований на малых выборках.
В недавно вышедшей книге «Проблематичные исследовательские практики и инерция в научной психологии» под ред. Дж. Ламиэлля и К. Слейни в одной из статей идет речь о проблеме сопротивления психологии качественным методам. Безусловно, сложившийся мейнстрим психологических исследований – это применение стандартизованных методик, измерения и методов математической статистики, т.е. исследования, выполненные не в качественном дизайне.
Однако, по мнению выступавших на круглом столе спикеров, говорить о сопротивлении психологов качественным методам все-таки не стоит. Психологи выражают искренний интерес к качественным методам, однако пока в большинстве российских вузов, к сожалению, наблюдается недостаток курсов, необходимых для хорошего овладения ими.
О.Т. Мельникова подчеркнула, что российским исследователям удалось пройти большой путь, и сегодня уже можно сказать, что в широком психологическом сообществе научный статус качественных методов не подвергается сомнению. А.Н. Кричевец заметил, что применение любых методов, причем количественных методов это касается даже в большей степени, требует специальной критической рефлексии.
Д.А. Хорошилов обратился к теме теоретических оснований качественной методологии, которая привнесла в психологию не только инновационные методические процедуры, но и новые концептуальные позиции, а также способствовала переосмыслению истории психологии в критическом ключе.
Тему связи качественных методов и критической психологии затронула С.В. Ярошевская, которая подчеркнула также, что, с одной стороны, качественные методы действительно признаются психологами как важнейший инструмент понимания человека, его переживания, жизненного мира и т.п., но с другой стороны, все-таки наблюдается некоторое недоверие к ним, что обусловлено «гипернаучными» установками психологов – их желанием строить психологию по образцу «строгой» науки.
К.И. Насибуллов обратил внимание на вопросы и проблемы подготовки психологов в области исследовательской методологии в целом и качественной методологии в частности.
Семинар вызвал большой интерес. Коллеги задавали вопросы спикерам и активно участвовали в дискуссии. В конце встречи организаторы семинара и модераторы дискуссии Н.П. Бусыгина, Н.В. Ткаченко, О.Е. Хухлаев подвели итоги обсуждения и совместно с участниками наметили возможные темы следующих семинаров.