Мастер-классы конференции «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы»

Анонс

Мастер-классы конференции «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: Традиции и перспективы. К 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн»

25 и 26 ноября во время работы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы. К 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн» состоится ряд мастер-классов по клинической и специальной психологии и дефектологии.

Как присоединиться?

Мастер-классы будут проходить в гибридном формате: 25 ноября – очно, 26 ноября – дистанционно. Рабочий язык: русский.

Информация о датах, времени, форме и месте проведения мастер-классов представлена в программе конференции

Регистрация для участия в мастер-классах обязательна.

Платформы для онлайн проведения мастер-классов – zoom и pruffme. Ссылки на онлайн-площадки мастер-классов получат все зарегистрированные участники.

Для участия в мастер-классах необходимо зарегистрироваться на сайте. Вне зависимости от формы участия в конференции необходимо дополнительно заполнить заявку участника по ссылке.

О чем мастер-классы?

Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии

Презентация методических рекомендаций ФГБНУ НЦПЗ для проведения диагностики когнитивной сферы 4-мя методическими комплексами по клинико-психологической диагностике детей и подростков с эндогенной психической патологией:

  1. Диагностика зрительного восприятия
  2. Диагностика мышления
  3. Диагностика зрительного внимания
  4. Диагностика слухоречевой памяти

Демонстрация и проведение методик, разбор параметров оценки, клинические иллюстрации.

Ведущие: Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич, к.псх.н., Зверева Наталья Владимировна, к.псх.н., Хромов Антон Игоревич, к.псх.н., Сергиенко Алексей Анатольевич, к.псх.н. (ФГБНУ НЦПЗ и ФГБОУ ВО МГППУ).

Использование интернета в клинико-психологических исследованиях

Цель: представить возможности и ограничения проведения клинико-психологических исследований с использованием интернета.

Содержание мастер-класса:

  1. Обоснование возможности проведения клинико-психологических исследований в интернет-пространстве. Экскурс в текущую мировую практику.
  2. Специфика методического инструментария, пригодного для интернет-исследований, особенности его подбора и предъявления
  3. Ограничения
  4. Ресурсы для проведения исследования в интернете
  5. Формирование репрезентативной выборки
  6. Юридические аспекты клинико-психологического исследования в интернете
  7. Этические аспекты
  8. Возможные сложности
  9. Правила безопасности

Ведущие: Бойко Ольга Михайловна, Медведева Татьяна Игоревна, Воронцова Оксана Юрьевна, Ениколопов Сергей Николаевич, к.псх.н, Казьмина Ольга Юрьевна, к.псх.н. (ФГБНУ НЦПЗ).

Автоматизированная ольфактометрия, как метод диагностики нарушений функции обоняния.

Цель: знакомство с новыми направлениями в психологической диагностике с использованием аппаратурных методик и программ.

Участникам мастер-класса будет предложена информация и проведено экспресс тестирование нарушений функции обоняния пациентов с помощью специализированного программно-аппаратного комплекса, который позволяет проводить ускоренную диагностику (с сохранением в базу данных результатов обследования). 

В результате прохождения теста участники мастер-класса получат информацию о состоянии своего обоняния.

Ведущая: Дмитриева Надежда Геластановна. Букреев Никита Сергеевич (ФГБНУ НЦПЗ и ООО SensoryLab).

Использование методов логопедической диагностики в рамках нейропсихологического обследования детей

В мастер-классе будут рассмотрены приемы логопедического обследования органов артикуляции, мимической мускулатуры, особенностей дыхания и голосообразования у детей в рамках нейропсихологической диагностики. Включение логопедических методов диагностики в нейропсихологическое обследование детей, позволит более тонко дифференцировать имеющуюся у ребенка речевую патологию с нейропсихологическим фактором и/или синдромом.

Ведущая: Суркова Каролина Леонидовна, м.н.с. отдела медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ, логопед.

Программа когнитивной стимуляции мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте: адаптация CST в России

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса специалистов различных наук о человеке к проблемам изменений психической деятельности при нормальном (физиологическом) и патологическом старении. Среди остро стоящих проблем, требующих комплексного подхода к их решению, является проблема нарушения мнестико-интеллектуальной деятельности у лиц пожилого возраста. По различным оценкам, доля общего населения в возрасте 60 лет и старше с деменцией, как одного из видов мнестико- интеллектуальной деятельности, составляет от 5% до 8%. По прогнозам, общее число людей с деменцией составит около 82 миллиона человек в 2030 году и 152 — к 2050 году.  Распространение деменции имеет широкие социальные и экономические последствия. Меры по поддержанию максимальной автономности лиц с деменцией имеют большое значение для снижения финансовой нагрузки как на государство, так и на личный бюджет ухаживающих родственников, способствуют снижению стигматизации таких пациентов, сохранению и расширению их социальных контактов. Значительную роль здесь играют программы профилактики снижения когнитивных дефицитов у пожилых людей. 

В работе с пожилыми людьми, испытывающими трудности мнестико-интеллектуальной деятельности, широкое распространение получил подход с использованием когнитивной стимулирующей терапии (Cognitive Stimulation Therapy, CST). Подход разработан в Великобритании на базе Международного центра когнитивной стимулирующей терапии (International Cognitive Stimulation Therapy Centre) Университетского колледжа Лондона (UCL) и адаптирован более чем в тридцати странах мира. Руководство правительства Великобритании по лечению деменции NICE рекомендует использовать групповую когнитивную стимуляцию для пациентов с легкой и умеренной деменцией независимо от получаемого медикаментозного лечения (National Institute for Health and Clinical Excellence. Dementia: clinical guideline).

К безусловным достоинствам CST-подхода относятся, во-первых, критерии отбора участников в терапевтическую группу: пожилому человеку не обязательно иметь медицинское подтверждение диагноза – достаточно, чтобы оценка его когнитивных функций соответствовала показателям от мягкого когнитивного снижения до умеренной деменции. Во-вторых, относительно нетрудоемкая подготовка специалистов – программа подразумевает строгий протокол и опирается на подробное методическое пособие. Таким образом, терапевтическую группу могут вести не только квалифицированные психологи, но и другие специалисты в области сопровождения лиц позднего возраста, прошедшие соответствующее обучение. Эти характеристики имеют большое значение для успешного распространения подхода Когнитивной стимулирующей терапии в проектах и учреждениях, осуществляющих поддержку лиц пожилого и позднего возраста.

В настоящее время в рамках научно-практического проекта «Профилактика когнитивных дефицитов у лиц пожилого и старческого возраста», реализуемого на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), с участием специалистов Научного центра психического здоровья (НЦПЗ), осуществляется адаптация программы Когнитивной стимулирующей терапии (Cognitive Stimulation Therapy, CST) в России. Специалисты проекта поделятся основными принципами реализации программы Когнитивной стимулирующей терапии (Cognitive Stimulation Therapy, CST) и познакомят с ее ключевым содержанием.

Ведущие: Рощина Ирина Федоровна, к.псх.н., Калантарова Марина Витальевна, Шведовская Анна Александровна, к.псх.н., Хромов Антон Игоревич, к.псх.н. (ФГБНУ НЦПЗ и ФГБОУ ВО МГППУ).

Методы диагностики эмоционального и социального интеллекта в детской клинической практике

Цель: Ознакомление с методами и демонстрация возможностей практического использования методов и методик диагностики эмоционального и социального интеллекта в детской клинической практике.

Задачи:

  1. Познакомить участников с актуальными концепциями эмоционального и социального интеллекта, методами и методиками его диагностики
  2. Представить методы и методики диагностики эмоционального и социального интеллекта в детском возрасте: актуальные задачи, параметры, формы работы
  3. Индивидуальная апробация методов диагностики
  4. Клинические и медицинские психологи, школьные психологи, дефектологи, представители смежных профессий
  5. МК содержит материалы для диагностики и анализа эмоционального и социального интеллекта как младших школьников, так и подростков.

Информационная часть:

  • Представления об эмпатии и модели психического в психологической практике
  • Уровневая модель развития модели психического
  • Представление результатов исследований. Данные о стандартизации методов

Практическая часть:

Демонстрация классических и современных методов: тесты S. Baron-Cohen «Последовательность событий», тест «Удивительные истории» F. Happe, методы диагностики чувствительности к эмоциональному состоянию и опознания лицевых экспрессий, методы диагностики эмпатии у детей, тест К. Колакоглоу «Сказочный проективный тест» и др.

Результаты: 

  • формирование представлений о методах и методиках диагностики эмоционального и социального интеллекта детском и подростковом возрасте;
  • ознакомление с данными эмпирических исследований в клинической практике с использованием предложенных методов;
  • ознакомление со стратегией использования предложенных диагностических методов в коррекционной практике;
  • получение опыта использования диагностических методов.

Ведущие: Туревская Рита Аркадьевна, к.псх.н., Пленсковская Арина Андреевна, Суворова Екатерина Николаевна (ФГБОУ ВО МГППУ и АНО научно-практический психологический центр «Туррион»).

Источники: Управление информационными и издательскими проектами Факультет "Клиническая и специальная психология" Факультет "Консультативная и клиническая психология"

Связанное событие: III Всероссийская научно-практическая конференция «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)»