Елена Валентиновна Филиппова

Елена Валентиновна Филиппова

заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ученый секретарь Ученого совета МГППУ 

ученая степень: кандидат психологических наук, специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология  (в 1977 г название специальности – Возрастная и педагогическая психология )

ученое звание: старший научный сотрудник

награды, премии, звания: лауреат премии города Москвы в области образования (2006), лауреат конкурсов «Грант Москвы» (2002, 2004, 2006); медаль К. Д. Ушинского (2003), медаль Г.И. Челпанова 1 степени (2014), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013), Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017), награждена Почетным знаком МГППУ «Золотая Ψ» (2019).

образование: высшее, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; аспирантура Психологического института РАО, (прежнее название НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) 

стаж научно-педагогической работы: с 1974 года

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: С 1999 по 2000 прошла профессиональную переподготовку на факультете психологического консультирования МГППУ по программе «Психологическое консультирование и психотерапия» в объеме 528 ак.часов. Повышение квалификации: по понимающей психотерапии (мастерская Ф.Е.Василюка, 2000), по поведенческой психотерапии («Анализ проблем и планирование лечения в поведенческой психотерапии», 2006), участие в совместной образовательной программе университетов Ренн 2 (Франция) и МГППУ «Психоанализ лакановской ориентации. Теория и клиническая практика», 141 ч. (2006). Обучение по программам повышения квалификации «Эриксоновская терапия и гипноз» (программы «Эриксоновская терапия и гипноз», «Скорая помощи и быстрые техники в эриксоновском гипнозе»), всего 140 часов, (2007- 2008); «Мастерская по работе с семейной историей», 36 ч. ( 2007-2008); «Игровая терапия с детьми и подростками по методу В. Оклендер», 24 ч. (2011).

Прошла обучение по программам повышения квалификации: в 10-го Санкт-Петербургского саммита психологов, 30 ч. (2016); «Гуманистическая психодрама», 56 ч., 2017;  «Современные подходы и психотерапевтические методы социальной психиатрии в работе с детьми и семьями», 24 ч. (2017); программы «Психоаналитическая парная и семейная психотерапия» по теме «Работа с травмой в психоаналитической парной и семейной психотерапии», 16 ч. (2019);

«Аргентинская школа психоанализа и ее подход к актуальным проблемам: зависимости, психосоматика, несчастные случаи, кризис», 18 ч. (2018).

Член Ассоциации детских психиатров и психологов России.

Член редколлегий журналов "Психологическая наука и образование", "Консультативная психология и психотерапия", "Современная зарубежная психология"

научные интересы:

  • развитие способности к символической коммуникации и децентрации у детей 
  • символическая коммуникация между матерью и ребенком
  • влияние образа родителей и типа семьи на представление детей о себе
  • формирование психологических границ в «Я» в игре детей
  • теоретические основания детской и подростковой психотерапии
  • проблема телесности и образа тела у детей

 

читаемые дисциплины:

  • Основы психологического консультирования детей и семьи (бакалавриат)
  • Профессиональная этика (бакалавриат)
  • Введение в детскую и подростковую психотерапию (специалитет)
  • Детская и подростковая психотерапия (магистратура)
  • Руководство курсовыми, бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями

 

основные публикации: автор более 90 научных работ, среди них:

Учебники:

  • Детская и подростковая психотерапия. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Е. В. Филипповой. — Москва: Юрайт, 2016.
  • Филиппова Е.В. Семья как институт социализации и развития личности // «Социальная психология развития» (глава в учебнике) /Под ред. Н.Н. Толстых. Учебник для бакалавров и магистров, ч.1.– М.: Юрайт, 2017, с. 175-224.

Монографии:

  • Коллективная монография «Особенности психического развития детей с 6-7-летнего возраста» /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. Москва, Педагогика, 1988.
  • Филиппова Е.В., (в соавторстве с Горшковой Н.М). Особенности образа детей дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях родительской депривации (глава в коллективной монографии «Проблема сиротства в современной России»), Ин-т Психологии РАН, Москва, 2015.
  • Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Психологические границы «Я» в игре детей, не принимаемых сверстниками (монография). - Lap Lambert academic Publishing GmbH Co.KG, Германия, 2016.

Научные статьи:

 

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 214

график работы: пн.-пт., 10:00-18:00

 


Телефон:   +7 (495) 625-40-09

E-mail:   filippovaev@mgppu.ru

Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 214

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (495) 632-92-12; +7 (495) 625-40-09

E-mail: kafedra-dsp@yandex.ru